Простой закон психологии. Размышления в день Усекновения главы Предтечевой
Одной из самых любопытных категорий психологической науки является воля. Это свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Иными словами, сила воли — это способность человека выполнять то, что ему порой совершенно не хочется, бороться с инстинктами и желаниями. Она дает возможность управлять своей жизнью и воплощать все свои планы в реальность.
В наше время стало модно развивать силу воли в занятиях фитнессом и сидении на диетах, а также в бизнесе и самоорганизации, нередко встречаются тренинги, помогающие улучшить финансовую сферу и так далее, этот список можно продолжать до бесконечности. Безусловно, во всех перечисленных сторонах жизни сила воли, как средство достижения цели, необходима. Однако мало кто задумывается о ее наличии по отношению к жизни своей души, качеств своего внутреннего человека, то есть в духовном ее значении.
Сегодня, 11 сентября 2013 года, Православная Церковь отмечает День Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. История этого события известна многим, и мы не будем ее пересказывать. Отметим лишь то, что побудило Ирода Антипу – четвертовластника и тетрарха Галилеи, к убийству человека, который был для него безусловным авторитетом, советчиком и уважаемым проповедником. Причем Ирод прислушивался к советам Иоанна даже несмотря на его обличительные речи, направленные против самого Ирода и его любовницы Иродиады, состоявшей в брачных узах с родным братом правителя. Почему же Ирод допустил эту казнь? Как мог дойти он до такого состояния, что вопреки своим сердечным склонностям принужден был согласиться на страшное требование Саломеи – дочери Иродиады, и по ее приказанию отрубить голову Пророку? И какое отношение к этому событию имеет человеческая воля?
Итак, «дело начинается похотью, нечистою любовью к Иродиаде, снохе Ирода, жене его брата Филиппа. Нисколько не заботясь о том, чтобы остановить развивающуюся преступную страсть, Ирод скоро переходит к делу, легко переступает через первое препятствие и жену брата своего делает своей женой.
Победив первое препятствие, Ирод сейчас же встречается с другим – обличительною проповедью Иоанна Крестителя, который говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего». Эти упреки, несомненно, имели для Ирода больше значения, чем неловкость перед братом и боязнь общественного мнения, которое, благодаря подобострастию его руководителей-фарисеев и саддукеев, легко было заставить молчать. Принудить к молчанию неподкупного Иоанна или заставить его смягчить прямолинейный тон обличений оказалось невозможным. Но, тем не менее, и это новое препятствие не могло принудить его переломить свою страсть.
Более того: он не только не отступает перед ним, но, подстрекаемый Иродиадой, берет под стражу пророка, которого уважает, и заключает в темницу — яркий показатель того, как далеко зашла его страсть. Наконец, в сцене с Соломией он уже почти совсем не владеет собою. Напряженное до последней степени сладострастие отуманивает его, и он дает свою безумную клятву. Он уже полный раб страсти!» (сщмч. Василий Кинешемский «Беседы на Евангелие от Марка»).
Данное повествование является ярким примером потери воли и погружения во власть страстей и порока. И показательно оно и по отношению к Ироду, и для каждого из нас, поскольку механизм овладения страсти человеком всегда одинаков. Один допущенный грех влечет за собой множество других, затягивая душу в бездну.
«В данном случае вслед за блудною похотью является вероломство по отношению к брату, кровосмесительное прелюбодеяние, несправедливость, жестокость, насилие по отношению к Иоанну, суетная клятва, тщеславие перед гостями, ложное самолюбие и, наконец, убийство», - пишет святитель Василий.
Такие аналогии мы можем встретить и в повседневной жизни. Например, человек, любящий вкусненько поесть, постепенно начинает есть больше, не соблюдая постов, а позже увлекается разнообразием блюд, услаждая свою страсть чревоугодия. Из античной истории мы знаем, до какого безобразия (блевотины) доходили пиршества знати.
Огромной проблемой нашего времени является алкоголизм – беда, а вернее, даже катастрофа многих семей. Хотя мне почти не встречались алкоголики, признающие свой диагноз – многоликую страсть. Как правило, слышишь, что человек либо бросает («завязывает»), либо и вовсе пропускает по стаканчику и не более того. Как гласит народная поговорка, "первая рюмка колом, вторая — соколом, прочие — мелкими пташечками". В итоге семья сгорает от горя, а сам человек от «зеленого змия».
Блудная страсть – кредо современного общества, часто осложняется жестокостью, переходя в садизм.
Однако суть нашей беседы состоит в том, как противостоять страсти, греху, пороку, соблазну, искушению!
Простой закон психологии гласит: «Воля человека укрепляется своими победами и ослабляется поражениями!»
Исходя из этого, в первую очередь мы должны поставить нравственную и религиозную цель. Без этого борьба совершенно невозможна, т.к. это фундамент и опора.
Во-вторых, следует сознательно избегать всего того, что может разжигать в нас страсть: соответствующего общества, посещение каких-либо пагубных мест, участие в разговорах.
Наиболее важным в борьбе со страстью является отсечение ее еще в области мысли. Именно помысел является корнем страсти. Об этом нам говорит святое Евангелие. «Извнутрь, из сердца человеческого, — говорит Господь, — исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство., гордость, безумство»(Мк. VII, 21-22).
Если же человек осознал страсть уже на стадии ее овладения собой, тогда необходимо противопоставлять ей нечто обратное (при этом учитывая два первых пункта). Некоторые психологи называют это «Доктором Наоборот», а у святого праведного Иоанна Кронштадского мы находим такие слова: «напала на тебя ненависть к ближнему, — скорей распни ее и тотчас возлюби ближнего; напала скупость, — скорей будь щедр; напала зависть, — скорей доброжелательствуй; напала гордость, — скорей смирись до земли; напало сребролюбие, — скорее похвали нестяжание и возревнуй о нем; мучит дух вражды, — возлюби мир и любовь; одолевает чревоугодие, — скорее поревнуй о воздержании и посте».
В борьбе со своей страстью все время испытываешь духовную и душевную слабость. Тогда скорой помощью пусть будет сердечная молитва к Богу, Который не праведников пришел спасти, но грешников. И, как говорят Святые Отцы: «Всегда помни! Как бы низко ты не пал, ниже тебя распростерты руки Христовы!»
К молитве всегда можно добавить и чтение духовной литературы и размышления о жизни святых Божиих угодников, как например, сия поучительная евангельская повесть об Усекновении главы Пророка Иоанна Крестителя и о его палаче Ироде, охваченном страстью и ею побежденном. Пусть эта история будет нам назиданием и стимулом к развитию истинной духовной силы воли для стяжания чистоты душевной и свободной от греха жизни во Христе Иисусе. Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.
Дорогие братия и сестры. На сайте открыт раздел Беседка, где вы можете задать вопрос настоятелю храма, прот. Андрею.
Рядовые Богослужения
Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение
Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых
Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*
Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*
В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника
*кроме праздничных дней
В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.
В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00