Всякому водвизающемуся о своем спасении можно и должно сказать: несть ти потреба тайных (Сир. 3, 22); не ищи знать сокровенное или будущее. Для спасения нужно веровать, исполнять заповеди, очищать сердце, а не любопытствовать. Желать знать сокровенное - опасно, а желать открывать оное - еще опаснее. Митрополит Филарет (Дроздов)

интервью

К дню праздника Великой Победы публикуем интервью настоятеля нашего храма прот. Андрея Шевчука, данное епархиальной газете.

Беседа в первой части раскрывает понимание важности исторической памяти и величину подвига совершенного в Великую Отечественную войну.

Вторая часть интервью посвящена подвигу веры и молитвы в жизни христианина.

1. Батюшка, в преддверии праздника Великой Победы хотелось бы прикоснуться к духовному аспекту этого торжества. Что означает Победа для церковного человека и как он должен праздновать этот праздник?

Праздник Великой Победы — это «красный день» церковного календаря, что само по себе говорит о духовном значении этого события. Православная Церковь по своей сути не может остаться в стороне от таких эпохальных событий для всего человечества, как Победа в Великой Отечественной войне, т.к. всегда была со своим народом, разделяя его радости и скорби. Православие является титульной верой нашего народа, его духовным стержнем и «становым хребтом», краеугольным камнем государственного домостроительства и потому, не отделимо от всего происходящего в родном Отечестве. Не случайно, что в самом начале войны, когда ещё молчали руководители страны, первым, кто возвысил свой голос в защиту Святой Руси был местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский).

В последствии по благословению будущего Патриарха, верующие Православной Церкви собирали различные пожертвования для укрепления обороны родной земли. Надо помнить, что эта война была не только противостоящих идеологий и территориальных претензий, а духовная брань языческого мира нацизма, где сама совесть была объявлена «химерой», и мира, искони православного (что, кстати, подтвердила перепись населения 1936 года, где почти 57% опрошенных, не страшась возможных репрессий, объявили себя православными), основной заповедью которого было: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15,13).

И потому Великая Победа — это победа истины над ложью, Церкви Христовой над капищем дьявола, евангельского духа над мраком бездны, в которую нас хотела погрузить фашистская нечисть. «И сия есть победа, победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5, 4). Потому и праздновать это событие православный человек должен вместе с Церковью, благодарить Бога о его неизменном милосердии к Своему народу. Как когда-то Мариам, старшая сестра пророка Моисея, с тимпаном в руках прославила Господа за освобождение от египетского рабства, так и мы ударим в этот день в церковный колокол, чтоб объявить всему миру о том, что Победа 1945 года является освобождением от фашистского ига; и это наша общая Победа, верующих и неверующих, которая объединила всех людей разных поколений и разных народов. Празднуя это событие и мы, тем самым, входим в эту общенародную радость наших славного прошлого и становимся частью нашей общей истории и нашей общей Победы.


2. Война — это не только воинская доблесть и победы, но и человеческое горе и страдания. В чём причина возникновения войн и конфликтов, и какой участие в них принимает Церковь?

У епископа Николая (Велимировича) есть замечательная книга «Война и Библия», где сербский святитель даёт ответ на этот вопрос. В частности, он говорит: «Как тиф неизбежен для того, кто пьёт заражённую тифозными бациллами воду, так и война неизбежна для того, кто, отступив от Бога, питается неугодными ему мыслями, чувствами и делами, и навлекает на себя заразу войны». К слову сказать, эта небольшая книга изданная в 1932 году, была во многом пророческая, святой описал предвоенную обстановку перед Второй Мировой Войной, и предсказал разрушение нью-йоркских башен-близнецов, и многое другое.

Причина всех войн кроется в человеческой гордости. Главный герой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников, возомнивший себя Наполеоном и Солоном в одном лице, под лозунгом «тварь ли я дрожащая, или право имею» вначале убивает обухом топора «никчемную» старушонку-процентщицу, а затем, остриём, совсем безвинную сестру её - Елизавету. Генезис греха ведёт человека всё к большему преступлению. Грех гордости, помноженный на вседозволенность, является главной деструктивной силой, которая вначале разрушает и «раскалывает» душу самого человека, а затем переходит на разрушение окружающего мира.

И для таких «раскольниковых» не важно, какой «казус бели» он выберет — будь это социальное неравенство, или политическое несоответствие, национальная «нечистота» или религиозное разногласие. «Ты не такой, как я, и за это тебя надо уничтожить!» — это апофеоз греха «сверхчеловека» в его непримиримой самости. Грех имеет своё основание в самолюбивой гордыне и завершается преступлением, а когда захватывает всё общество и градус ненависти к Богу превышает возможные пределы — начинается война.

На словах вроде-бы все хотят мира, но при этом продолжают грешить думая, а часто и не думая, что это только его личное дело, и вот тогда фиалы греха переполняются и изливаются на всех окружающих в виде стрел, копий, снарядов, бомб, баллистических ракет…В эсхатологической беседе со своими учениками Господь наш говорил о том, что «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь»(Мф.24,12), следовательно, и центробежная сила маховика войны в последние времена будет только увеличиваться. По церковному преданию, только в один год на земле воцарился мир, когда в Небесах ангелы воспели «Слава в вышних Богу, и на земле мир». На землю пришёл Христос, чтоб умертвить грех, поэтому чем ближе мы к Нему, тем дальше мы от войны. Здесь, собственно, и кроются условия для сохранения всеобщего мира, когда человек, с помощью Божьей, будет бороться с собственным грехом. Святой апостол Павел так и сказал, что основная наша брань «против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).

3. Господь судил Вам служить в храме, расположенном в мемориальном комплексе, в святом для каждого одессита месте, где пролилась кровь защитников нашего города. Почему здесь располагается храм, какого его предназначение, зачем он нужен?

Более 40 лет назад был основан в нашем городе мемориальный комплекс героической обороны Одессы на 411-й батарее. В год 60-летия Великой Победы, на территории музея под открытым небом, был построен деревянный храм, а 9 мая 2007 года Высокопреосвященнейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский, освятил закладку каменной церкви в честь небесного покровителя православного воинства вмч. Георгия Победоносца. С 2009 года в нашем храме начались богослужения, и каждый день здесь звучат заупокойные молитвы о павших воинах, которые за веру и отечество жизни свои положили.

Наша церковь является храмом-памятником, в котором на стенах, среди мозаичных икон, на белых мраморных скрижалях золотыми буквами написаны имена защитников нашего города. Церковь органично вписалась в окружающий экстерьер танков и самоходных орудий, потому что была построена по примеру древних крепостных храмов, кирпичные стены, узкие окна-бойницы, шлемовидный купол — всё должно напоминать о военном прошлом. Сам храм символизирует жертвенную горящую свечу (особенно, когда от солнечных лучей загорается яркими красками церковный купол) поставленную на заупокойном кануне за тех, кто героически пал на полях сражений за нашу Родину.

Но главное, для чего построена церковь, - это место сугубой молитвы и о живых, и о тех кто уже перешел небесную границу и ожидает Страшного Суда Божия, место где приносится бескровная жертва нашему Богу о всём мире. Молитва Церкви наполняет всё духовным содержанием, делает нашу историческую память живой. Наша благодарность за непомерный подвиг отцов и дедов — это молитвенное приношение о упокоении душ наших сродников в Царстве Небесном «идеже присещает свет лица Твоего». «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк.20,38), и живая связь необходима для того, чтобы можно было увидеть и понять главное, испросить у славных предков совета как жить их потомкам. Чтобы единство с прошлым родного Отечества явилось опорой для самосознания, идентичности, общности, принадлежности и неразрывного единства со своим народом.

Если позволите лирическое отступление, то хотелось бы привести в завершении сказанного строки замечательного стихотворения А.С.Пушкина о значении для нас памяти былого.

***

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его.

Животворящая святыня!
Земля без них была б мертва,
как безотрадная пустыня
и как алтарь без Божества

***

4. Всё меньше и меньше остаётся в живых тех людей, кто помнил весь ужас войны и всю радость Победы над фашизмом. Новое поколение знакомится с ней только по рассказам, которые, к сожалению, часто необъективны и искажают реальность. Зачем, по Вашему мнению, человечеству необходимо помнить об этой трагедии и что для Вас лично означает память о войне?

Вы знаете, те люди, которые, как защитники Отечества, участвовали в войне — они настоящие. Ведь, что такое война — это момент истины, растянутый во времени. Мы в обычной жизни живём очень лицемерно, как хамелеоны подстраиваемся под разные обстоятельства: дома мы одни, на работе или службе другие, с друзьями третьи и так далее. То одеваем одну маску, то другую, и превращаем жизнь в театр лицедеев, потому что так удобнее существовать. В середине XX века в Америке вышла книга психотерапевта Э.Берна «Игры, в которые играют люди», в которой он как раз и описал, с точки зрения психологии, ролевые образы, которые меняет человек на подмостках собственной жизни.

Но иногда и с нами случаются «форс-мажорные» обстоятельства, когда мы становимся самими собой, то есть имеем возможность посмотреть на себя со стороны и оценить себя по «достоинству». Это какие-то экстраординарные ситуации, которые могут произойти неожиданно, так, что мы не успеваем поменять маску, и наружу вылазит наше настоящее.

Например, когда случается пожар, землетрясение, авария… Куда бегут люди: спасать себя, своё имущество или других? Это редкие, единичные эпизоды нашей жизни, которые дают возможность познать нам самих себя, а когда момент истины растягивается на годы, когда каждый день на виду, как на юру, когда хлеб и вода, а может и сама жизнь — всё поровну, и когда надо идти под пули, чтоб спасти товарища, нет, здесь или герой, или предатель. Всё остальное отходит на дальний план. Все регалии, заслуги, звания и учёные степени. У тебя только есть твоя жизнь, которую ты можешь поменять на смерть ради жизни других.

Война как растворитель, растворит любой гламур и сотрёт глянец, она как лакмусовая бумага, покажет, где душевная кислота лицемерия, а где нейтрализующая щелочь милосердия, где настоящее, а где лукавство.

Война — это многогранное явление. Она показывает многое. Например, чтоб узнать цену современных событий, связанных с политическими движениями или деятельностью религиозных образований, необходимо репродуктивно взглянуть на их действия во время войны, когда снимались все маски гуманизма и толерантности, и улыбки заменялись звериным оскалом. Чтоб понять настоящее и взглянуть в будущее, необходимо окунуться в прошлое. Что делали сектанты во время войны, когда необходимо было защищать Отечество? Многие адепты протестантских конфессий призывали не брать в руки оружие и отказывались идти на фронт, чем подтверждали известный факт, что, в отличии от Православной Церкви, секта, имея паразитирующую природу, всегда заботилась только о себе. Тогда возникает вопрос, чего от них можно ждать сегодня? Война показывает многое. Плохое становится ещё более худшим, а доброе восходит в высокую степень. Перед лицом смертельной опасности, когда речь шла о существовании нашего Отечества как такового, были забыты все разногласия связанные с политикой партии и правительства, национальным или социальным вопросом, но объединился весь народ и дал отпор врагу. Чувства любви и самопожертвования нашего человека были явлены в самой превосходной степени. И пусть умолкнут сегодняшние «смердяковы», которые говорят, что немцы несли «диким» народам цивилизацию. Нет, они несли не баварское пиво и чёрный шоколад. Они несли смерть концлагерей и пожизненное рабство всем нам. И только благодаря титаническим усилиям и подвигу наших героических предков, мы имеем возможность молиться на этой земле. Поэтому память о не такой далёкой от нас войне для нас очень актуальна. И великая Победа — это великий набат, который должен разбудить человеческую душу, дабы, извлекая пользу прошлого, смотреть в будущее.

5. Как настроить себя на молитву, и как поддержать молитвенный огонёк в душе?

О молитве написано очень много, и многое сказано святыми отцами. Я могу только повторить их наставления, в любом случае, это будут только общие рекомендации, которые могут помочь каждому лично построить свои отношения с Богом. Прежде всего молитва — это состояние души человеческой. Потому св. Апостол Павел неоднократно в своих посланиях пишет о том, что молиться необходимо беспрестанно. И святые отцы ставили молитву во главу угла всей духовной жизни, называя её дыханием жизни вечной и сокрушением демонов. Поэтому они старались отсекать и отвергать всё что мешало умному деланию, уходили от мира в пустыни, скрывались в вертепах и затворялись в пещерах. Мы, конечно, не имеем ни такой возможности, ввиду своих служебных и семейных обстоятельств, ни такой силы любви и смирения. Поэтому стараемся поддерживать молитвенный огонёк в тех условиях, в которые нас поставил Господь. Тем более, что семейная жизнь — это тоже дар Божий, и в ней скрывается огромный спектр возможностей стяжания благодатных даров Духа Святого, а именно — любви, кротости, смирения, долготерпения, благости и милосердия. Это, собственно, и является условием для настройки и поддержания молитвы, т.к. для этого нужна вспомоществующяя благодатная сила, которая окрыляет нашу душу и возносит её к Небу.

Здесь можно вспомнить как Господь, таким великим столпам благочестия как прп. Макарию и прп. Антонию, ставил в пример семейных людей. Духовные наставники призывали молиться о молитве, и учиться этому великому делу по примеру святых отцов. Когда мы читаем молитвы по молитвослову, мы повторяем слова, сказанные не нами, но на которые отзывался Господь, и которые теперь становятся нашими, если мы вникаем в их духовный смысл; тем самым мы учимся говорить с Богом по разговорнику, пока сами не научимся языку Неба.

Для поддержания молитвы необходимо несколько условий: первое — это то, о чём мы уже сказали — через евангельские добродетели стяжать благодатную помощь Божию, второе — для молитвы необходима жертва, так как без жертвы нет любви. Мы можем пожертвовать Богу только то, что у нас есть — оставление наших грехов и понуждение себя на всякое доброе дело. «Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс.33,15) говорит кроткий Псалмопевец. Мы жертвуем Богу свои силы, своё время, своё внимание, своё терпение и, вообще самих себя. Третье — необходимы страх Божий и благоговейное предстояние пред Всевышним Творцом. И для этого желательны благоприятные внешние условия и необходимо внутреннее расположение. Четвёртое - для молитвы нужны кротость и смирение, если мы что-то просим у Бога, это необходимо делать скромно, тихо и деликатно, при этом всегда добавляя, что «да будет не моя воля, но Твоя, Господи», нельзя торговаться с Богом, нельзя требовать от Бога Его святых даров — ибо это есть Его решение, кому, когда и сколько давать. Нельзя искать чувственных или внешних знамений, что особенно опасно и может усугубить и так достаточно прелестное состояние человека. Святитель Филарет (Дроздов) пишет: «Господь не одобряет в верующих искание очевидных, удостоверяющих знамений, но приписывает особых достоинств вере, которая их не требует». Преподобный Никодим Святогорец говорит по этому поводу так: «Суета чувственных впечатлений есть первопричина греха и характерное свойство падшей природы человека». Свт. Игнатий (Брянчанинов) в своей проповеди «О чудесах и знамениях» говорит о том, что «достойны сожаления оставляющие слово, и ищущие убеждения от чудес». Пятое - для молитвы важно погружать трезвенный ум в покаянные слова, через которые стяжается смирение которое призывают благодать Божию. «Светильник для тела есть око» (Мф. 6, 22-23) говорит Господь в нагорной проповеди своим учениках. Око, по толкованию святых отцов ( свт. Иоанн Златоуст, блж. Феофилакт Болгарский и др.), есть ум человеческий. Очищенный в покаянной молитве, он просвещает всё тело и открывает для благодати Божией человеческое сердце. Шестое — для молитвы необходимо постоянство. Прп. Иоанн Лествичник говорит о постоянстве молитвы так, что она уподоблена стреле пущенной, и если последняя будет остановлена в полёте, то упадёт. Так и молитва, оставленная на долгое время, угаснет.

Так, кратко, можно сказать главное о молитве, которая есть великий дар Всещедрого Бога для нашего общения с Ним и лишать себя разговоров с Отцом Небесным — это лишаться радости любви Господней.

6. В жизни каждого человека бывают моменты, когда молитва просто льётся, а бывает, что молиться нет сил или просто не хочется. Как правильно поступать — ждать молитвенного вдохновения, или заставлять себя?

Молитва — это труд, а молиться — это «кровь проливать». «Царствие небесное нудится и нуждницы восхищают е» (Мф.11:12). Вообще всякое доброе дело, а тем более молитва, требует усилий, так как падшая человеческая природа тянет нас вниз, а взбираться на гору всегда труднее, чем катиться с неё. В этом и есть подвиг несения Креста и следования за Христом. Почему нам тяжело молиться? От нашей греховной распущенности, от повседневной рассеянности ума, от нежелания прилагать минимальные усилия, от неимения духовной радости. Мы будем искать радость где угодно, на всех задворках этого мира, чтобы хоть как-то утешить себя неким суррогатом, но истинную, настоящую, тихую, небесную, радость даёт только Бог когда мы обращаемся к Нему, а для этого необходимо понуждение себя. Мы ведём рассеянный образ жизни и не можем сконцентрировать свои умные силы на элементарных житейских делах и проблемах. Наше расколотое сознание не может помочь нам в житейских нуждах, а что уже говорить о концентрации ума на молитве. И поэтому необходимы усилия, чтобы собрать себя воедино, уцеломудриться. От этого бывает и большая душевная польза. Замечено, что верующие люди даже в глубокой старости не страдают синельной деменцией, потому что понуждали свой ум к сосредоточенности на молитве. Архимандрит Рафаил (Карелин) в своей книге «Дыхание жизни» говорит о том, что для молитвы очень важно благоговение, устремлённость и внимание — три состояния триединых сил души. То есть, молитва предполагает служения Богу всей полнотой человеческого существа, поэтому и понуждать к молитве необходимо всего себя, свой разум, чувства и волю. «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте» (Фес.5,23). При участии самого человека Бог встречает нас, при условии если мы постарались уподобиться Ему в любви и смирении, и восполняет нашу немощь. Когда молитва льётся сама собой — то это не наша заслуга, это Божия милость и дар утешения, залог того богатства, которое необходимо стяжать, как покупателю на торжище дают в начале попробовать бесплатно, а потом ждут, когда он приобретёт всё остальное. Потому и требуется от нас усилия для приобретения.

Без брани не бывает Победы. Поэтому, когда остывает молитва, необходимы наши усилия для приложения помощи Божией. Господь — «Помощник и Покровитель», и помогает только тому, кто прилагает усилия. Св. апостол Павел говорит о помощи Божией, что Он «восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в слове, Христом Иисусом» (Флп. 4,19). Для того, чтобы было, что восполнять, необходимо сделать первый шаг. Известная формула Православной аскетики так и звучит: «Бог нас без нас не спасает».

7. Какие молитвы надо читать мирянам и как определить для себя оптимальное молитвенное правило?

Оптимальное молитвенное правило — общее для всех: это утренние и вечерние молитвы, чтение Псалтыри и Евангелия, а также молитва Иисусова в течении дня. Это — то, что должен совершать каждый христианин. Это не подвиг и возгордиться здесь нечем. Всё остальное по мере смирения назначает своему чаду духовник. У штукатуров есть такой инструмент под названием «правило» - это длинная и очень ровная планка для определения неровностей стены. Если попадается ямка, то сразу видно, где необходимо добавить раствор. Есть общая мера для всех и когда человек не дотягивает до общей планки, то это повод для осознания своей немощи, а в остальном необходимо смиренно просить Небесного Отца, Его божественного «раствора», чтобы восполнить духовную яму.

К оптимальному молитвенному правилу относятся и посещения божественной службы в храме, где верующий человек может оторваться от мирской суеты и посвятить себя служению Богу. Церковная молитва имеет благодатную силу поддержать молитвенный огонь в неугасимой лампаде сердца человеческого. Церковь — училище благочестия, где всё располагает к молитве. Здесь человек готовится, свыкается с беспрестанном служении Богу в жизни будущего века. Она является частью Неба на земле, где вечное и бесконечное становится рядом, и Бог открывается в Таинствах Церкви уже не через «тусклое стекло, а лицом к лицу»(1Кор.13,12). Божественная Литургия — это средоточие всей церковной жизни. В Таинствах Христовых мы становимся едиными с Ним и общая божественная трапеза делает нас братьями и сестрами во Христе, поэтому посещение богослужений, как и домашняя молитва является обязательным и оптимальным правилом для каждого верующего человека.

Рядовые Богослужения

Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение

Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых

Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*

Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*

В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника

*кроме праздничных дней

В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.

В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00

Календарь