Студенческое дежавю 1905 года, или Переизбыток возрастной энергии в эпоху бунта. Прот. Андрей Шевчук

«Студент бунтует, чтобы барышне нравиться»
А.П.Чехов

У И.Е.Репина есть показательная картина «Манифестация 17 октября, 1905 года», на которой изображены демонстранты. Среди толпы интеллигенции можно видеть и студентов, активно машущих руками и невесть что орущих. Все, как под копирку, знакомо до боли. Подрисовать современную одежду, и можно подписывать картину другой датой. Лозунги в целом всегда были одинаковы и сводились к декларации «Свобода! Равенство! Братство!». Одинаково и студенческое «махание руками и орание».

Психотерапевт, глядя на такое проявление революционного экстаза у молодых людей, скорее всего, поставил бы диагноз: «переизбыток возрастной энергии». В мирных условиях переизбыток должен был бы сублимироваться для достижения высших благородных целей, для некоего конструктивного созидания и благоустроения общества. Но в эпоху революций возрастная энергия изменяет свой вектор и имеет исключительно деструктивную направленность. К сожалению, и в мирное время общество мало заботится о реализации этой энергии в благих целях, разве что участие в спорте, в искусстве или – крайний случай – в бизнесе. Как правило, чтобы хоть как-то контролировать молодежь современный мир предлагает юному хипстеру эрзац революционного порыва в области секса, наркотиков, рока и футбольного фанатизма.

Что же говорить об эпохе потрясений! Когда ломаются устои общества и снимаются всяческие ограничения и барьеры запретов, тогда можно громить, захватывать, блокировать... Иначе, какая же революция без диктатуры. Вот, где простор для буйства молодой энергии. Тем более, когда дается карт-бланш с резолюцией вседозволенности от взрослых кураторов этого «ветра перемен». Теперь, проявление ненависти и насилия это даже очень хорошо. Достаточно нескольких безумных лозунгов – и сокрушительная сила молодецкая вливается в общий селевой поток хаоса, сметающего все на пути. Просто идет борьба. «А он мятежный просит бури, как будто в буре есть покой» (М.Ю.Лермонтов).

В мутной воде революции можно чувствовать себя безнаказанным. Молодая энергия вырывается наружу, идет неуправляемый процесс, цепная реакция. В математике описано явление именуемое как положительная обратная связь, когда в системе появляется дельта ошибки, которая принимается данной системой как установка для ее повторения. Система отрабатывает ее как должное, как пример для подражания. В результате она идет вразнос и саморазрушается. Подобные аналогии можно найти и в медицине на примере распространения в организме раковой опухоли. Если такую модель переносить на общество или отдельного человека, то результат принятия ошибочных решений будет точно такой же. Разрушается все, что находится на пути этой лавинообразной энергии, да и вообще все, что может разрушиться. Но главное то, что разрушается человеческая душа, попавшая в мутный поток и потерявшая духовные ориентиры.

Вот где дьявол пожинает плоды своих трудов, это – его время. Когда всколыхнулось дно человеческой души, збаламутилось общество и в этой мутной воде уже не видно кто есть кто, главное – борьба и уже не важно за что и против кого. Не надо искать здесь логики, у диявола ее нет, т.к. нет смысла во всем, где нет любви. Он есть отец лжи и все делает с точностью наоборот. В красивых лозунгах и речевках содержится совсем не тот смысл, который вложен изначально в эти девизы. Когда говорят о свободе, надо понимать освобождение от заповедей Божиих, равенство – значит забрать и поделить «по-честному», братство – все должны быть такими, как мы.

На память приходит тот же И.Е.Репин, который вместе с прогрессивно настроенной интеллигенцией в начале ХХ века раскачивал русский самодержавный корабль. И корабль этот потонул, унося миллионы человеческих жизней. Как рьяно он пропагандировал идею революции и сколько сил положил для ее совершения? Вот она и свершилась.

Революционный дух по имени зверь багряный вышел из бутылки, на которой было начертано «Диктатура пролетариата», и растерзал всех. В первую очередь – своих классовых врагов, включая ту же интеллигенцию. Илья Ефимович чудом унес ноги и до конца дней прожил в иммиграции, обвиняя всех на свете и проклиная большевиков. Другой вольнодумец, председатеь Госдумы М.В.Родзянко, в своих воспоминаниях о крушении империи писал: «Если бы мы знали, чем все это может закончиться!» Вот и странно: думали управлять великой страной, не зная, что же будет дальше. Думали погреться у революционного костра, но пламя уничтожило всех собравшихся. Даже ребенок знает, что играть с огнем опасно. Странно, что такие прописные истины были не ведомы председателю Госдумы.

На дворе опять революция. Пусть местечковая, захудалая и чахлая, но все, как и раньше. Присутствуют все составляющие: студенты, митинги, речевки, захват зданий... Правда, вместо броневика – бульдозер, но это уже поправка на время. В остальном «гордо реет буревестник» и опять, как и сто лет назад, движущей силой является студент. Если на приснопамятной Репинской картине поменять одежду гимназистов с кителя на джинсовую куртку, можно даже услышать знакомые речевки: «Мы свой, мы новый мир построим!» Это бессменный клич всех революций на протяжении 7,5 тысяч лет.

В связи со всем вышесказанным до глубины души смущают действия преподавателей некоторых вузов города Киева, а также других городов. А именно: как эти деятели науки используют своих студентов для участия в политических акциях, связанных с евроинтеграцией Украины. Насколько известно, преподавательскому составу данных заведений вменяется в обязанность организация и проведение учебного процесса или, как писал Н.А.Некрасов, нести своим ученикам «разумное, доброе, вечное», но отнюдь не использование педагогической деятельности для реализации политических амбиций.

Студенты, пусть даже и высших учебных заведений, являются еще юными, незрелыми, несостоявшимися людьми, которые находятся в подчиненном положении у преподавателей вузов, и использовать их молодость и неосведомленность в таких сложных вопросах, как подписание Украиной договора о европейской ассоциации, значит, считать их некоей «биологической массой», удобно используемой в корыстных целях. Какую ответственность за будущее страны могут нести эти дети, еще для оной ничего не сделавшие и полностью зависящие от родителей и государства? Зададимся вопросом: что вообще может интересовать молодого человека в 18-20 лет? В основной массе интересы современной молодежи сводятся к «похоти плоти» (объяснения не нужны), «похоти очес» (виртуальное пространство) и «гордости житейской (юношеские мечтания о своей уникальности и неповторимости).

В нынешнее время всеобщей инфантильности человек восемнадцати лет еще не сформирован как личность, не готов принимать судьбоносные для страны решения любого характера. Как правило, в этом возрасте и у юношей, и у девушек отсутствуют четкие духовно-нравственные ориентиры. Они не способны объективно осмыслить происходящие политические события в историческом культурном, экономическом масштабе. Таких «тинэйджеров» легко обмануть и втянуть в любую авантюру, пообещав «золотые горы», выдавая желаемое за действительное. К тому же студентов, конечно считающих себя взрослыми, обычно прельщают возможностью участия в эпохальных – революционных – событиях. Поменять «плохое старое» на «хорошее новое» – это здорово, креативно, горячит кровь, в конце концов «прикольно». Именно поэтому чрезвычайно опасно, когда взрослые дяди и тети цинично используют в грязных политических технологиях в виде «пушечного мяса» совсем еще несознательных подопечных, вверенных им вовсе для других целей. Преподаватели, которые выводят своих студентов на политический майдан, кишащий самыми низменными страстями, нарушают кодекс чести учителя и по сути не могут называться таковыми. Им вообще крайне опасно доверять детей. Неплохо было бы принять закон, запрещающий какую-либо политическую пропаганду или агитацию в любом ее виде («оранжевом», «голубом», со звездочками или без таковых) во всех учебных заведениях страны.

Рядовые Богослужения

Суббота
15:30 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение

Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых

Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*

Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*

В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника

*кроме праздничных дней

В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.

В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00

Календарь