Так, когда разсердитесь, воображайте, а когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность - начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме - выражает истину? Вот и нельзя... Следовательно, надо навыкать безобразности... но путь один - сердечная молитва... Ум же без образов едва ли может быть. Феофан Затворник

Святыни Карпатской Руси

Утром третьего дня паломничества мы должны были присутствовать на монашеском правиле, которое в Кирилло-Мефодиевской обители начинается в 7 часов утра по киевскому времени (в Карпатах разница во времени составляет 2 часа), а затем и на Божественной Литургии.

Однако при выходе из гостиницы взору открывался просто захватывающий пейзаж, величественного, огненного восхода, который, казалось, объединял в себе всё поднебесье. Пусть простят нас читатели за то, что уже немало слов было сказано о природе Карпат, но не говорить об этом просто невозможно, т.к. дело не только в красоте описываемых мест, а еще и в том, что здесь как нигде поражаешься дивным делам Всевышнего Творца, премудро устрояющему всю вселенную.

Пока мы восхищались красотой рассвета, и наши папарацци оббегали территорию в поисках лучших ракурсов, в храме началась служба. Тихая, спокойная монашеская служба.

Описать Богослужение всегда очень сложно, потому как его можно глубоко прочувствовать сердцем и душою, лишь при непосредственном присутствии на нем. Тем не менее, хотелось бы особо подчеркнуть стройность церковного пения, которой отличается Богослужение в Кирилло-Мефодиевском монастыре. Усердным трудом игумении Нины, которая получила регентское образование в стенах Троице-Сергиевой Лавры, в обители был сформирован прекрасный хор сестер. Под молитвенное, стройное, динамически-выровненное пение служба протекает на одном дыхании, оставляя в душе глубокий незабываемый след.

Забегая немного вперед, скажем, что такое впечатление о монастырском Богослужении не является скороспелым и поверхностным, поскольку мы сподобились побывать не на одной службе, а на нескольких разноуставных Богослужениях, что и позволило сделать объективный вывод об отношении насельниц обители к Богослужению.

Немного подкрепившись после Литургии, мы отправились к автобусу, возле которого нашу группу поджидал новый гид – протоиерей Владимир.

Отец Владимир – это сын своей земли. Закарпатский край он знает не понаслышке, любит свое отечество и передает эту любовь всем тем, кого он водит по ее святым местам. Батюшка может рассказать не только о закарпатских святых, храмах и монастырях, но и о каждом селе и поселке, расшифровывая забавные для нашего слуха названия, которые они носят.

Назвать батюшку просто экскурсоводом было бы в корне неправильно и даже легкомысленно, так как то, что делает отец Владимир, не есть лишь показ достопримечательностей, но в первую очередь проповедь веры и пастырское окормление.

Будучи добродушным, необычайно эрудированным, обладающим тонким чувством юмора священником, отец Владимир, подготавливал наши умы и сердца к восприятию святынь назидательными духовными историями, которые для многих из нас стали уроком и советом для жизни во Христе. Эти истории живо и красочно рассказанные батюшкой, будут с благодарностью отзываться в сердце каждого из нас.

Под чутким руководством отца Владимира нам предстояло посетить основные святыни Закарпатья, которые находятся на довольно большом расстоянии друг от друга. Однако еще раз подчеркнем, что благодаря ораторскому дару батюшки эти расстояния были почти незаметны, так как заполнялись многочисленными историями о Православии на землях Карпатской Руси, житиями святых, историей монастырей и просто назидательными рассказами отца Владимира.

Надо сказать, что судьба Православной Церкви на Закарпатье складывалась довольно сложно. На данный момент времени также продолжает нависать довлеющее господство униатской церкви, в связи с чем, по словам батюшки, не приходские храмы, а именно монастыри, такие как Кирилло-Мефодиевская обитель и другие являются «оберегами духовности края» и твердынями Православия.

Первым пунктом нашего путешествия по Свалявщине стал храм Вознесения Господня в селе Нелепино, которое географически вытекает из города Свалява, не имея разделительных границ. Интересно отметить то, что здесь сохранились следы униатской церкви и ее традиций. Не смотря на то, что на данный момент времени церковь является Православным приходом, в ней сохранились лавки, свойственные католическим храмам.

Отец Владимир, видя реакцию наших людей на церковные лавки, поспешил объяснить их происхождение в храме и функциональность. Кроме того, батюшка подчеркнул, что прихожане на них сидят лишь во время проповеди, поскольку «известно, что во время службы сидеть нельзя».

По этому поводу хочется привести в пример историю, рассказанную по этому поводу отцом Владимиром.

«Однажды, путешествуя по загранице, Царь Иван Грозный, увидел в одном из католических Соборов лавки и решил поставить такие же в Православном храме на Родине на Воробьевых горах. Приближаясь к храму, он видит какую-то склоку и возню. Подойдя, царь увидел лежащего Николу Юродивого. Он поднял святого и спросил: «Ты ведь неспроста так разлегся на дороге?» Юродивый ему отвечал: «Если перед Небесным Царем можно сидеть, то земного можно встречать лежа!» Тогда Иван Грозный понял, что Господу неугодно, чтобы в Православном храме стояли лавки».

Таким образом, в Нелепинском храме прихожане используют лавки не столько для отдыха, сколько для поддержки Богослужебных книг.

Дело в том, что по Закарпатской традиции в храме отсутствует хор и во время Богослужения поет весь приход, держа в руках толстые богослужебные книги. Кроме того, в связи с тем, что люди заняты сельскохозяйственными заботами, вечером накануне Воскресения служат только Вечерню, и уже утром совершается последование Утрени, часов, Великой Панихиды, Божественной Литургии и Вечерни. В целом служба длится 6 часов, завершаясь приблизительно в 13:30.

В Нелепинском сельском храме находится дерево, в стволе которого нашли 33 православных Креста. Их обретение связано с историей об одном молодом человек, который отдыхая в санатории, решил поехать куда-то на своей бричке. По дороге бричка перекинулась и убила юношу. Тело забрали домой и похоронили. Через какое-то время близкие вернулись к месту трагедии и поставили там дубовый Крест. С тех пор местные жители и прозвали то место «Крест».

Со временем дубовый Крест истлел, но название урочища все еще сохранялось. И вот в феврале месяце 2009 года местные жители, заготавливая дрова, срезали бук. Привезя бревно домой, с большим трудом раскололи ствол на 5 частей и обнаружили изображения 33-х Крестов. Исследовать чудо приезжали многие ученые, но вывод был один – Кресты являются нерукотворными.

Приложившись к святому Древу, мы отправились дальше. В ходе поездки мы еще не раз поклонимся святым Крестам на других частях того же самого букового сруба, но пока поедем дальше.

Смотреть фотоальбом "Нелепино"

Рядовые Богослужения

Суббота
15:30 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение

Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых

Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*

Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*

В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника

*кроме праздничных дней

В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.

В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00

Календарь