Соцветие впечатлений
«Тристаты» — слово из греческого перевода Библии, вошедшее и в ее церковнославянский перевод. Этим словом обозначались команды боевых колесниц, состоявших из трех бойцов: кучера, стрелка и щитоносца. Именно такие колесницы гнались за евреями и были потоплены Божественной силой на дне Красного моря (Исх. 15). Но причем здесь «тричастное души потопи, молюся»? С чем сравнивает автор канона крепкие колесницы, потопленные в Красном море? Объяснение нашлось у Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
С «крепкими тристатами» здесь сравниваются недуги души — «тричастное души» - три главных порока души: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская(1 Ин. 2: 16). Сколько вопиял об этом Великий канон Андрея Критского! Уже казалось, где же еще теперь услышишь огненное слово об этих трех язвах души? И вот уже сегодня мы в ирмосе призываем «Рожденного от Девы» (т.е. Господа Иисуса Христа) утопить наши пороки души в «глубине бесстрастия», чтобы, имея умерщвленную плоть (и похоть плоти), как на тимпане (музыкальный инструмент), мы воспели Богу песнь.
После Утрени, Часов и последования Изобразительных началась вечерня, переходящая в Литургию Преждеосвященных Даров, которую возглавил настоятель храма в сослужении клириков прихода. Еще один драгоценный момент, ведь в Великом Посту Литургия совершается лишь в Среду, Пятницу, Субботу, Воскресенье и еще некоторые особые дни.
Трепетно говели люди всю неделю в ожидании долгожданного Причастия. Кто хоть раз приступал к Святым Тайнам в первые дни поста, знает, какой это драгоценный момент для души, смирившейся строгим воздержанием пищи, чтением Великого Канона, проповедями священнослужителей и неоднократно склонявшейся в земных поклонах, слушая молитву святого Ефрема Сирина.
Богослужение Пятницы первой недели Великого поста примечательно еще и освящением колива, которое принесли сегодня для освящения хозяюшки-прихожанки нашего храма. Большие и маленькие разноцветные композиции с мармеладовыми или изюмовыми Крестами, пахнущие лимонной цедрой и сахарной пудрой каждый год не перестают удивлять и умилять. Однако суть этого явления глубоко духовна, поскольку связана с житием вмч. Феодора Тирона и имеет богословскую символику.
« Пшеница – это символ жизни. Ее зерно хранит в себе еще нераскрытую жизнь, которая еще только должна проявиться. Так и каждая христианская душа, которая живет в этой земной жизни, таит в себе жизнь Вечную, которая раскроется во всей полноте тогда, когда человек перейдет через Небесную границу и войдет в Вечность.
Мед (в житии вмч.Феодора сказано о том, что христиане должны были сварить пшеницу и полить ее медом) – это сладость вечной жизни, сладость райского блаженства», - раскрывал смысл колива в словах проповеди настоятель храма – протоиерей Андрей.
Таким насыщенным было утреннее Богослужение Пятницы первой недели Великого поста в нашем храме. Оно закрепило в душе и мелодию покаяния, и радость Воскресения, и вселило надежду в Вечную жизнь, о которой Апостол Павел говорит, что «око не видело и ухо не слышало того, что уготовал Бог любящим Его»( 1 Кор; 2:9)
Великий канон свт.Андрея Критского
Творение святителя Андрея поистине можно назвать великим, так как его слова говорят о великой христианской добродетели – истинном, сокрушенном покаянии; плаче души, осознавшей свое непотребство и греховную сущность. Это в буквальном смысле слова – уроки покаяния.
Велик канон еще и той необъятной историей человечества, которая вплетена в слова его тропарей. В них мы проходим по следам наших праотцев Адама, Евы, святых пророков, царей и ветхозаветных праведников. К их примеру святой Андрей Критский обращает нас для того, чтобы на одних примерах мы учились, подражая праведной жизни, на другие - смотрели с опасением не впасть в те же согрешения. Иными словами, святитель показывает нам человеческую историю как летопись жизни каждого из нас. «События Библейской истории – как дела, касающиеся меня и моего спасения. Трагедия греха – как моя личная трагедия», говорит епископ Виссарион (Нечаев).
Сложность восприятия Великого канона состоит в том, что мы чаще всего очень плохо знаем Священное Писание, и множество тех Библейских прообразов, которыми преисполнен канон, остаются за рамками нашего понимания. В связи с этим, каждый раз после завершения Великого канона, настоятель храма и другие священники прихода обращались к пастве со словами назидательной проповеди, раскрывая, смыл прочитанного для каждого внимающего.
См. также Проповедь прот. Андрея к Великому покаянному канону
Се время благоприятное, се время покаяния!
На Вечернем Богослужении Прощенного Воскресения, настоятель храма протоиерей Андрей обратился к своей пастве с назидательным словом о том, что есть истинный пост и как следует вести себя в его спасительные и благодатные дни.
Слово прот. Андрея вступающим на поприще Великого Поста
Далее, во время Богослужения для всех прихожан храма коленопреклоненно были прочитаны "Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы".
Трепетным завершением службы стал Чин прощения, во время которого настоятель испросил прощения у братии храма, клира и паствы. Затем, подходя к Кресту, испрашивали прощения и благословения на наступающий пост и прихожане храма.
Простой способ спасения
Центральная мысль дня – это слово Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа: "Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-21).
Какой простой и подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения под условием прощения прегрешений против тебя ближнего твоего. Однако доходя до сути дела, часто понимаешь, что это невозможно. Невозможно из-за гордыни, самоуверенности, как модно говорить, из-за принципа. В таком случае совет один: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих!» Иначе говоря, твоя жизнь в твоих собственных руках.
Но все-таки сегодня принято просить прощения и можно быстренько подойти к «оппоненту» промолвив «прости» и получить ответное «Бог простит». Чем не выход? И ломать себя ненужно.
«Чадо - дай Мне твое сердце», в свое время спросит Господь. А что в этом сердце? ФОРМАЛИЗМ!!!
«Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» можем услышать мы тогда. Ибо нет ничего хуже перед очами Божиими чем лицемерие. Об этом мы совсем недавно читали в притче о мытаре и фарисее, о Страшном Суде. Следовательно, будем избегать и формального «прощения».
Надо сказать, что формализм может проявляться в данном вопросе еще и в виде спешки, суетливости, как бы между прочим, когда пробегая мимо человека, бросаешь короткое «Простите» или «Бог простит». К сожалению, это тенденция нашего времени. Современные технологии и ритм жизни приводят к тому, что мы многое делаем на автомате. На автомате берем благословение, на автомате помогаем ближнему и даже грешим на автомате. Вывод должен быть таков: сегодня важно сбить себя с автоматического настроя, увидеть свои конкретные грехи, а когда просим прощения — увидеть перед собой конкретного человека.
Только осознав выше сказанное Прощеный день, станет великим небесным днем! А если бы мы считали каждый день своей жизни прощенным, то мир вокруг уподобился бы райскому селению, и земля сливалась бы с небом, в единой Божией любви.
«Скорее бандуру звончатую мне! Размыкаю горе на быстрой волне!»
Звонкие струны украинской бандуры с давних времен не оставляли равнодушным ни поэтическую душу, ни даже прошедшего жестокие бои воина-казака. Сколько народных дум и песен спето под ее удивительный переливчатый голос.
На сегодняшний день народный украинский инструмент, благодаря влюбленным в него профессиональным композиторам, все чаще выходит на большие сцены филармонических театров, открывая свои необъятные художественные возможности.
15 марта в зале Одесской Филармонии прошел концерт национального одесского филармонического оркестра, под руководством киевского дирижера – Владимира Рунчака.
В рамках программы прозвучал Концерт №2 «Романтический» для бандуры с оркестром, композитора Юрия Олийныка. Соло на бандуре исполняла Татьяна Гордийчук – участник церковного хора нашего храма.
Татьяна – студент-аспирант I курса ОГМА им А.В.Неждановой, лауреат международного конкурса. С симфоническим оркестром солистка играла впервые. Как вспоминают хористы: «Совсем недавно мы поздравляли Танюшу с Днем Ангела. На вопрос регента: «Какая у тебя сейчас самая заветная мечта?», она ответила: «Очень хотела бы сыграть с симфоническим оркестром».
«Господи, услышь это желание и помоги ему воплотиться», подытожил сказанное Таней регент. «Прозвучало торжественное «Многолетие». Мы искренне радовались празднику, даже не подозревая, что уже на следующий день прозвонит телефон и Татьяне предложат сыграть с Одесским филармоническим оркестром».
Звонкие переливы струн бандуры наполнили зал. «Ой, у вишневому садку» громогласно подхватывал тему песни весь симфонический оркестр. Задорно соревнуясь друг с другом, перекликались интонации финала.
С музыкой в унисон переливалась в наших душах благодарность милостивому Богу за Его безграничную любовь, для которой «вся возможна».
Честную икону почитати и покланятися всех научив!
10 марта Православная Церковь чтит память святителя Тарасия патриарха Константинопольского. Благодаря крепкой вере, молитвенному подвигу и искреннему служению Христу Богу, святитель Тарасий установил догмат об иконопочитании, не смотря на процветающую в его время иконоборческую ересь.
При жизни святитель Христов стремился к стяжанию всех христианских добродетелей и особенно любви и милосердию. Житие святого повествует нам о том, что «при кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. "Я неповинен в том, о чем вы говорите, - отвечал святитель. - Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти". Так, с кристально чистой душою святитель отошел в небесные селения, где и по сей день ходатайствует о нас перед Престолом Божиим.
Святитель Тарасий является небесным покровителем клирика нашего храма Иерея Тарасия. После окончания Божественной литургии батюшку торжественно поздравил с Днем тезоименитства настоятель храма, клир и вся паства.
Мясопустная родительская суббота
9 марта в 2013 году именуется в церковном календаре Мясопустной родительской субботой. В этот день после окончания Божественной Литургии была отслужена Панихида по всем от века усопшим сродникам нашим и всем православным христианам.
Всецерковное поминовение усопших накануне Недели о Страшном суде является живой необходимостью для наших ушедших сродников, которые уже не могут ничего изменить в своей участи и лишь надеются на наши земные молитвы, вопиющие о милости Божией к ним. Иными словами, родительская суббота перед воспоминанием Божия суда – это лучик надежды и слово нашей любви ко всем тем, кто прежде нас шел дорогой жизни.
См. также «Благочестно от века преставльшихся память творяще!»
См. также Проповедь протоиерея Андрея в Мясопустную родительскую субботу
Объятия отеческие открыть мне поспеши
Одним из самых трогательных евангельских повествований является притча о блудном сыне, которую Святая Православная Церковь вспоминает 3 марта.
Умиляет в этой истории конечно же кульминационный момент, когда сын, преисполненный покаянным чувством, искренним сокрушением, благодарностью и любовью, возвращается после долгих лет скитаний и исканий к родному отцу, получая у него прощение и всевозможные милости.
Внимая притче, невольно размышляешь о себе, своей душе, своей жизни и обнаруживаешь, что во многом история обо мне. Разница однако в том, что сын уже пришел к отцу, вернулся в свой дом, поборол свои страсти и получил долгожданное пристанище, в то время как конец моей истории еще не ясен.
Ясно лишь одно: каждый раз предаваясь своим слабостям, увязая в страстях и греховных наклонностях, душа уходит от Бога, от Божией благодати, от Его любви и милости Отеческой, шатаясь «по земле чужой», в поисках чего-то большего и лучшего. Но когда же начнется путь домой, путь к душе, путь к Отцу?
К сожалению, чаще всего человек начинает духовные поиски только тогда, когда ощущает пустоту в своей душе - чувство неопределенности, неудовлетворенности или неустойчивости в жизненном выборе.
Интересно, что даже человек, только идущий к вере, в переломные моменты жизни ощущает свою душу как некое естество, требующее не материального, а духовного насыщения. Иначе говоря, мы ощущаем душу не как что-то исчезающее, эфемерное, а как некую физическую материю.
Святитель Иоанн Златоуст о душе говорит так: «Душа - есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным,- отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам».
Слушая слова святителя, с одной стороны, восхищаешься драгоценному дару, с другой, ужасаешься тому, что собственная душа самоуверенно и самодовольно бродит в греховных лохмотьях, далеко отстоя от чистоты небесных и бесплотных существ.
Как же признаться себе в собственном эгоцентризме, увидеть его, осознать и искоренить?
Здесь-то и наступает моменты борьбы с самим собой, с тем самым «я». Вопрос лишь в том, понимает ли это человек и хочет ли с этим бороться.
Часто уверенный в себе и своих силах человек застревает в состоянии озлобленности и обиды на весь мир, при этом понятия добра, милосердия, смирения кажутся ему религиозной бессмыслицей. И только освободившись от этой духовной «комы», он понимает, насколько черствой была душа, до боли походящая на каменного истукана.
Конечно же одна решимость измениться не приведет к одномоментному перерождению человека и исчезновению его природы. Нет.
Очевидно лишь то, что доброе намерение должно перерасти в осознанный принцип существования. Путь к этому долгий и упорный: через осознание своей порочности, покаяние и постоянные усилия к тому, чтобы творить добро вошло в привычку и стало характером.
Так, увидев в себе себя, душа, содрогнувшись, опускается в поклоне. Сперва внутренне, невидимо перед Богом и людьми. Затем, потеряв чувство неудобства, следует и настоящее коленопреклонение. Теперь я не победитель, ни властелин земли, я – блудный сын. И душа моя, взирая на неиждиваемое богатство Божиих щедрот, вопиет:
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче
24 февраля – Неделя о мытаре и фарисее. Это одна из подготовительных недель перед спасительным Великим постом, святой Четыредесятницей.
В канун Воскресения, на Всенощном бдении началось пение Постной триоди. После чтения святого Евангелия, в котором мы слышали благую весть о Воскресшем Спасителе, вдруг зазвучало песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
На первый взгляд может показаться, что здесь происходит какая-то уставная нестыковка. Ведь на лицо столкновение двух совершенно разных состояний души. С одной стороны - радость о Воскресении, о вечной жизни, что может быть важнее? С другой стороны - состояние глубокого сокрушения о своем падшем естестве («храм носяй телесный весь осквернен»), о своей греховной, безобразной жизни («студными бо окалях душу грехми»), о том, что я «в лености все житие мое иждих». Однако просвещенные Духом Святым отцы Православной Церкви видели в этих моментах неразрывную связь.
Услышав весть о Воскресении, каждый должен задуматься о себе, о состоянии своей души, которым будет определено ее место в Будущей жизни. Заглянув внутрь себя, мы, как правило, содрогаемся от увиденного и начинаем взывать подобно пророку Давиду: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей».
Нередко, осознав свою духовную немощь и нечистоту, готовы бы рыдать и плакать, но черствое сердце молчит и в глазах - ни слезинки. Тогда и взываем ко Господу: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Таким образом, в том, что пение «Покаяния» установлено не только в дни Великого поста, но и в подготовительные недели, можно видеть мудрое попечение Матери Церкви о своих чадах. Еще есть время растопить черствое сердце и омыть душу слезами, предуготовив их тем самым к встрече весны покаянной.
«Каждая неделя перед постом дана нам для того, чтобы подготовить нас к должному восприятию того духовного делания, к которому мы все вскоре приступим. К деланию воздержания, молитвы, поста и вообще всякого доброго евангельского дела. И здесь важно, чтобы мы правильно располагали свою душу к этим добрым делам. Чтобы они действительно стали евангельскими и не стали медью звенящей и кимвалом звяцающим. Чтоб это были те дела, которые меняют человеческую душу, обновляют ее, смывают струпья греховные, преображают ее и человек становится истинным христианином», - взывал к пастве настоятель нашего храма, прот. Андрей.
Каждая из подготовительных недель будет иметь глубокий духовно-нравственный смысл.
Сегодня Неделя о мытаре и фарисее. Самая, пожалуй, обличающая евангельская повесть. Во всей наготе предстают перед нами такие человеческие качества, как отсутствие любви, лицемерие, тщеславие, лукавство, формальное исполнение закона.
Фарисей входит в храм, молится Богу. Он уверен, что все происходит точно по закону. Он и постится, и молится, и дает десятину. Он твердо знает, что все, кто не живут так, как он – «грабители, обидчики, прелюбодеи, или как тот мытарь», то есть он не видит оснований осудить себя.
В мыслях сразу возникает ассоциация: «Хожу в храм, читаю каждый день каноны, акафисты, пощусь, молюсь, причащаюсь». В то же время в доме, в семье, в рабочем коллективе все готовы убежать от такого «великого грешника». Почему? Где справедливость? Ведь все по правилам, по закону!
«Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, ты давно был бы в аду. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение», - говорит святой Исаак Сирин.
Оказывается, все дело в том, что нет любви. А если нет любви - нет и Бога, ибо Он есть любовь. Возможно, мы чаще видим или воспринимаем Бога как закон, а не как Личность. А значит, и не видим Его Отеческой заботы о нас и любви, превращая взаимоотношения своей души и Бога в духовную «сделку». Стоит задуматься.
Сегодня в «Покаянии» поем: «Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это значит, что от самого рассвета стремимся к храму Божию, к молитве. Но будет ли эта молитва искренной, честной, угодной Богу, зависит только от нас. Посему, в унисон песнопению восклицают сегодня и святые отцы:
Линия жизни. Петр Ефимович Корнейчук
Рассказать о себе наш герой согласился не столько для того, чтобы его узнал мир, сколько с целью искренно поделиться осознанием присутствия Бога в жизни каждого человека, Его неперестающей к нам любви, милости и помощи даже тогда, когда мы ее еще не просили и не осознавали. Читать далее...
Страница 32 из 43
Дорогие братия и сестры. На сайте открыт раздел Беседка, где вы можете задать вопрос настоятелю храма, прот. Андрею.
Рядовые Богослужения
Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение
Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых
Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*
Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*
В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника
*кроме праздничных дней
В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.
В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00