Храм св.Димитрия Солунского
Продолжаем наше повествование о паломничестве по Закарпатью. Мы вам расскажем о храме св. вмч. Димитрия Солунского в селе Малая Уголька. Красивая церковь зелёного цвета расположен на живописной горе на территории природного заповедника, неподалёку от источников минеральной воды. В этом храме более 20-ти лет служил подвижник Закарпатья, преподобный Иов Угольский.
Родом преподобный Иов был из села Иза. В первой половине XX века это село подарило Закарпатью более 160 монахов.
Преподобный Иов родился 18 мая 1902 года в многодетной семье Георгия Кундри и Анны Мадьяр. Кроме него в семье было еще три сына - Дмитрий, Михаил, Георгий, и три сестры - Мария, Юлиания и Пелагея.
В древности на месте храма был довольно крупный Угольский монастырь. Сохранились свидетельства о том, что сюда приезжали послы царя Иоанна Грозного. Во время основания унии монастырь сохранял православную традицию. В монастыре подвизалось около 300 монахов. При советской власти монастырь полностью ликвидировали. На его месте потом поставили деревянный храм, освященный в честь св. вмч. Димитрия Солунского. В этом храме и служил до самой своей смерти прп. Иов.
Когда преподобный был еще 10-летним мальчиком, в их доме укрывался от венгерских властей один православный иеромонах. Преподобный и его старший брат увидели у этого иеромонаха очень красивый сияющий крест и захотели приложиться к нему. Но иеромонах сказал им, что крест этот подарок императора Николая II,и тот, кто этот крест поцелует, должен посвятить свою жизнь Богу, стать монахом. Мальчики не спали всю ночь, размышляя о словах иеромонаха. На утро они, полные решимости, поцеловали крест. В последствие оба стали монахами.
Когда братья подросли, они продали свои земельные участки и на вырученные деньги приобрели земли для Городиловского скита, где и стали подвизаться до Второй мировой войны. Во время войны будущего преподобного призвали в венгерскую армию. Но преподобный не хотел стрелять по своим братьям-славянам, поэтому решился бежать в Россию. Однако на границе его остановили и приняв за шпиона, отправили в лагеря на каторжные работы. В лагерях преподобный провел семь тяжелых лет, после чего было принято решение его заключение заменить на мобилизацию в составе чешских войск, и с чешской армией преподобный дошел до самой Праги. После окончания войны он вернулся на родину, в Городиловский скит, и принял сан иеромонаха. Братия очень любила преподобного, он отличался монашеским смирением, трудолюбием и послушанием. Его возвели в сан архимандрита, хотя сам преподобный считал себя недостойным.
Когда скит закрыли, он нашел себе пристанище в селе Малая Уголька и стал настоятелем храма Димитрия Солунского. Не было ни одного дня, когда бы старец не служил литургию. Со всей области к нему съезжались люди за духовным советом и утешением. Кроме того, у преподобного Иова был дар прозорливости, и по его молитве исцелялись больные.
Старец был духовником не только огромного округа, но и нескольких монастырей. По его рекомендации более 150 молодых людей поступили в духовные семинарии и стали священниками. Батюшка много говорил о последних временах, говорил, что хотя особых гонений за веру уже не будет, но спастись будет очень трудно из-за всеобщего развращения.
За несколько лет до своей кончины старец распорядился, чтобы его тело никуда из села не увозили, а похоронили его на храмовом кладбище. В 2007 году было принято решение о его прославлении в лике местночтимых святых. Когда подняли мощи преподобного, они оказались нетленными. Ни облачение, ни икона, ни Евангелие не повредились.
Теперь мощи преподобного покоятся в храме, в котором он служил и был настоятелем.
Домбокский женский монастырь
Первое близкое знакомство с Закарпатьем у нас началось со Свято-Успенского женского монастыря в селе Домбоки. Монастырь был основан в 1922 году, протоиереем Иоанном Карбованцем. Его родители выкупили землю, со всеми постройками, бывшего имения австро-венгерского графа и подарили ее православной церкви для обустройства монастыря. В 1930 году в деле открытия монастыря помогал преподобный Алексий Карпаторусский. Он отдал часть своего имущества и собирал пожертвования для его строительства. Здесь же подвижник провел последние дни своей земной жизни.
Переступив порог этой обители, мы сразу же попали в атмосферу покоя, любви, чуткости и ненавязчивого внимания со стороны ее насельниц. Несмотря на преклонный возраст большинства из них, требующий тишины и размеренности, наше шумное появление совсем не коснулось их мирного настроя. Напротив и в храме, и в трапезной, и в бытовых комнатах — мы встречали только радушие, готовность помочь и ответить на любой вопрос.Было любопытно, откуда такое благодушие и смирение? Недоумение разрешилось сразу же, как только мы познакомились с игуменьей. В самом начале, наблюдая на службах за монахинями, мы никак не могли понять, кто же из этих матушек — настоятельница. И только, когда местный прихожанин подошёл к свечному ящику и взял благословение у монахини, продающей свечи, стало ясно, что это и есть игуменья.
Ещё одним сильным впечатлением было то, что мы жили в настоящих монашеских кельях. Все в них сохранилось, как при жизни монахинь: иконы, вещи и толстые, пожелтевшие от времени, монашеские молитвословы. Сама атмосфера в келиях и непосредственное соседство с монахинями, вызывали в нас благоговение.
Жалко было расставаться с монастырем. Казалось, что прощаешься с чем-то родным и давно знакомым. Любовь матушек, благодать чудотворных икон обители «Скоропослушница» и «Акафистная» позволили ощутить прикосновение небесного мира.
Закарпатье
Итак, группа прихожан нашего храма отправилась в поездку по православным обителям Закарпатья. На дороге нас встречал наш дорогой отец Владимир. Мы не виделись несколько лет и с нетерпением ждали встречи. На протяжении всей нашей поездки он всегда был рядом и заражал нас, одесситов, своим оптимизмом и неисчерпаемым чувством юмора. Низкий поклон протоиерею Владимиру за его труды по организации такого благого дела и заботу о нас.
Православие на эту землю принесли святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Их ученики основывали здесь монастыри. К тому моменту, когда Киевская Русь принимала крещение, русины уже более ста лет исповедовали Православие. 30 православных монастырей, скиты, сотни церквей и капличек, кресты и изображения святых вдоль дорог, подсчитать которые хотя бы приблизительно нет возможности… И все это – на площади всего-то 13 тысяч квадратных километров!
Люди здесь открытые, гостеприимные и доброжелательные. Преодолев около 1000 километров, мы не встретили на своем пути ни одного села, где не стоял бы храм. Мы не видели ни одной заброшенной или обветшавшей церкви. Убранство местных монастырей и церквей, конечно, скромнее чем в храмах крупных городов, но все чисто и ухоженно, все сделано с любовью.
Многие горные монастыри здесь не имеют никакого забора или ограды. Часто можно увидеть такую картину: дорога, дикий лес, расчищенная площадка, веселенькие разноцветные ульи, пара скромных домиков, две церкви и колокольня. И все это на фоне восхитительной и прекрасной природы. Зеленые, сочные равнины с мелководными речушками переходящими в высокие горные лесные массивы.
Свято-Покровская Голосеевская пустынь.
После Церковщины наш путь лежал в Голосеево.
Начало скиту положил святитель Пётр (Могила). Он приобрёл в свою собственность часть Голосеевского леса с небольшой поляной, где и выстроил церковь во имя Иоанна Сочавского (в последствии переименованную в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник») и несколько келий для братии.
Здесь подвизались святители Филарет (Амфитеатров), преподобные Парфений Киевский (Краснопевцев) и Алексий Голосеевский (Шепелев), Христа ради юродивый Феофил (Горенковский) и Паисий (Яроцкий). Все они прославлены УПЦ в лике месточтимых святых. Каждый из них внёс свой существенный вклад в духовное развитие и процветание Голосеевской пустыни. При святителе Филарете наступил расцвет монастыря. По его благословению был построен храм в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, странноприимная гостиница, деревянный дом для братии. Здесь размещались четыре лаврские пасеки и три водяные мельницы.
В 1926 г. Голосеевскую пустынь упразднили, советской властью были разрушены все храмы и строения, за исключением дома Киевских митрополитов.
До 2010 г. обитель являлась скитом Киево-Печерской Лавры. Теперь – это самостоятельный монастырь, интенсивно возрождающийся.
Территория монастыря небольшая. Здесь находится девятикупольный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», который был возведён на фундаменте взорванного, Свято-Покровский храм и Монастырское духовно-профессиональном училище им. прп. Иоанна Дамаскина с домовой церковью.
В пустыни есть гостиница для паломников, а также две столовых - одна из которых, бесплатная, для неимущих людей.
Хочется сказать несколько слов о преподобном Алексии Голосеевском. Он родился в первый день Пасхи 1840 года, в дворянской семье. От рождения он был немым. Когда мальчику было 13 лет, по благословению святителя Филарета, он с матерю пошёл на пасхальную всенощную и на третье приветствие владыки «Христос Воскресе!» ребёнок ответил «Воистину Воскресе!». После исцеления его отдали в Киево-Печерскую Лавру, где он подвизался, и в 32 года был пострижен с именем Алексий. В Лавре преподобный прожил 38 лет, а затем его перевели в Голосеевскую пустынь, где он провёл более 20 лет, неся послушание духовника и ризничного. Этот период — время расцвета его старческой деятельности. Алексия Голосеевского называют Ангелом Пустыни.
Христа ради юродивая, блаженная Алипия Голосеевская стала достойной продолжательницей подвижников благочестия в период полного запустения обители. Строгий пост, непрестанная молитва, предельно краткий сон, физический труд, постоянное молчание и углубление в себя – такой она запомнилась людям. Но больше всего она запомнилась безграничной любовью к Богу и ближнему. Уже после ее смерти стало известно, что за каждого человека, о котором она сугубо молилась, вешала на шею ключ, и к концу жизни их стало столько, что они превратились в вериги.
По прибытии в Голосеевскую пустынь, мы сразу поспешили в усыпальницу под храмом в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник», куда перезахоронили блаженную Алипию в 2006 году.
Рядом с часовенкой находится могилка, где закреплен небольшой ящичек. И приходящие к Матушке люди, могут оставить записочки с просьбами о помощи и о молитвенном заступлении. На месте подвигов блаженной построена часовня в честь святителя Николая. Здесь, при жизни матушки, стоял ее домик.
На следующее утро, поблагодарив матушку Алипию за гостеприимство, мы отправились на Закарпатье.
По святым местам
Паломничество — древний вид христианского благочестия, и предназначена эта добродетель для стяжания благодатных даров Духа Святого. Церковное предание повествует нам о том, что первых паломников, идущих поклониться святым местам, отличали от других странников по пальмовым ветвям, которые благочестивые люди несли в своих руках. Отсюда и само название — «паломник». Сегодня, отправляясь в путешествие к православным святыням, мы не берём в руки пальмовые ветви, однако, обязательно берём с собой молитву, смирение и любовь, а также терпение ко всем тяготам и лишениям, ожидающим нас в пути.
Раньше паломничество было сопряжено с невероятными трудностями. Достаточно вспомнить древнее описание путешествия в Иерусалим игумена Даниила, преподобного Давида Гариджийского и множество других православных пилигримов, «калик перехожих», русских подвижников благочестия. Холод, голод, разбойники, разнообразные опасности и сама смерть поджидала смельчаков. Иной раз богомольцы шли пешком не один год. В наше время уже частично утеряна добродетель подвига, жертва любви ради Христа (не случайно в древних епитимийниках за тяжкие преступления значилось - пойти в Иерусалим и поклониться гробу Господню). Мы же пытаемся совместить приятное с полезным — погружаемся в плюшевое кресло «Неоплана» и требуем от водителя прибавить кондиционер. И даже малое неудобство отзывается в сердце раздражением. Немощствует плоть — немощствует и душа. Порой мы забываем, для чего вообще мы предприняли это путешествие. Безропотное, добровольное несение неудобств ради Христа вменяется в добродетель смирения, через которую Бог обещал вспомоществующую благодать.
Паломничество — это одна из форм молитвы, одно из средств этого дыхания жизни вечной. Когда человек отрывается от своей будничной, суетной жизни, тратит деньги, чтоб в этих сложных условиях посвятить себя молитве. Жертва материальная и физическая ради стяжания благ духовных.
И потому, не количество посещений святынь, монастырей, чудотворных икон определяет цель паломничества, а стяжание любви, борьба со страстями, принесение своей жертвы Богу. И Господь всегда готов ответить взаимной любовью.
Конечно, нельзя забывать и о том, что немаловажная ценность совместных поездок — возможность ближе узнать, понять других людей.
«Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132; 1)
Глубокий смысл паломничества ощутили прихожане нашего храма, отправившись по святым местам Киева, Почаевской Лавры и Закарпатья.
Киев. Церковщина
Первым местом нашей поездки стал «Скит Пречистой» в пригороде Киева. Название хутор Вольный, как, впрочем, и урочище Церковщина, ни о чем не говорит даже коренным киевлянам. А проезжающие каждый день по новообуховской трассе автомобилисты не имеют ни малейшего понятия о том, что за железным забором скрывается удивительное место с богатой историей. Еще во времена Киевской Руси на Церковщине был построен Гнилецкий монастырь. Его история практически повторила историю развития Лавры – сначала монастырь существовал в пещерах, а затем был частично перенесен на поверхность, где построили каменную церковь. После монгольских набегов от церкви остались лишь руины – так появился топоним «Церковщина». Благодаря свт.Иннокентию Херсонскому (Борисову) в 1835-м году для паломников обустроили вход в пещеры, а в начале ХХ в. в «Церковщине» был создан «Скит Пречистой». Сейчас это - мужской монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, на территории которого находятся уникальные пещеры XI-XII века. На берегу небольшого озерца, стоит, зеркально отражаясь в воде, белоснежная Свято-Никольская церковь. Несмотря на близость трассы – вокруг тишина и покой. На территории монастыря мы — единственные паломники.
Мы заходим в церковь, здесь много икон и красивые расписные потолки. В храме хранятся частички мощей великомученика Георгия Победоносца, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Трифона а также многих печерских святых. Из алтаря выходит батюшка и помазывает нас лампадным маслом от чудотворной иконы Божией Матери «Пантанасса». Вскоре приходит молодой монах и мы идём в пещеры, которые расположены сразу за церковью. Освещая путь свечами, медленно пробираемся по темному лабиринту и слушаем рассказ монаха.
Основоположником этих пещер был преподобный Феодосий Печерский. Внутри довольно холодно и без свечей абсолютно ничего не видно. С потолков бывших келий, где жили святые подвижники, свисают корни растений. В середине малюсеньких помещений только высеченные из пещерной породы лежанки и кое-где столики. Затем мы осмотриваем пещерную церковь, сейчас в ней проходят богослужения. Общая длина открытой на сегодня части пещер – около 380 метров. После революции в урочище устроили колонию для несовершеннолетних, а во времена оккупации Киева немцами - концлагерь и санаторий для раненых офицеров.
Возле церкви – купель для монахов. Неподалеку – Богородичный источник с удивительно вкусной водой и могила Владимира Добронравова – доктора медицинских наук, который после смерти завещал скиту свой капитал. У монахов есть свой небольшой огородик и фруктовый сад. А само место просто утопает в зелени, которая скрывает монастырь и его жителей от чужих глаз.
Продолжение следует...
В Раю очень хорошо
Преображение - это праздник тех, кто ждет рая. В Св. Писании награда праведникам выражается словом «блаженство»: «Блажени нищие духом, блажени изгнани правды ради, блажени кроции…». Великий Павел был взят на небо и там ощутил блаженство, которого на земле просто нет: «Не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце». На Фаворе апостолам было очень хорошо – «добро зде быти» созерцая Свет Спасителя и слушая Его беседу с Илией и Моисеем. Это было блаженное состояние. Тут они впервые явно увидели Божество Спасителя, просиявшее из Его тела.
Отсюда - Блаженство там, где Бог. Блаженство там, где диалог между Богом и человеком. И является оно в живом исполнении Его заповедей.
Это мы видим из самого события.
Христос идет на страдание и вольную смерть для спасения людей. Он призывает к Себе на гору давно умершего Моисея и вознесенного на небо Илию.
Умирающий человек непременно хочет видеть самых дорогих себе людей, чтоб оставить свой завет, сказать последнее слово. Господь перед Своей кончиной выбирает Моисея и Илию. Это не случайно. У Бога нет ничего случайного. Эти пророки Ему дороги.
Моисей – друг Божий еще при жизни, он ожидал Спасителя и предсказал Его Пришествие: «Господь воздвигнет вам Пророка, такого как я, Его слушайте» (Втор. 18, 18-19). Моисей – законодатель. Он уже был с Богом на горе и там получил десять заповедей и Закон. Там, на Синае, он не видел Бога. Только слышал гром и видел огненные молнии. Но ничего не видел. Из мрака при ужасающей обстановке звучал голос Бога: «Я – Бог твой да не будет у тебя других Богов…» (Исх. 21). И вот верный законодатель призывается своим Богом на Фавор где уже нет ни грома, ни молнии, ни тьмы… но Свет, которому присуще имя Бог.
Илия – это самая ревностная фигура Ветхого Завета. Ревность – это упорство в достижении святости, знаний, навыков, в восстановлении правды. Через это упорство достигается Царствие Небесное. Подвизайтесь войти в Царство Небесное тесными вратами, - говорит Господь.
Своим Искупительным подвигом Господь не отменяет ни нравственный закон данный через Моисея, ни ревность в его исполнении показанную Илией.
Христос показывает, что еще до Своей смерти Он имеет власть возвращать из преисподней и возносить на небо. Что вернуть в рай праведника может уже. Но ради грешников идет на смерть. Идет показывая, как Он нас грешников любит. Сильно, даже до кровавого пота, мук и смерти.
Обоих пророков объединяло желание видеть Бога очами. Вчера на вечерне были паремии из Исхода и книги Царств. Из них видим, что Моисей и Илия – это два пророка, которым Господь показал Себя в Ветхом Завете символическим образом. Моисей видел «задняя» Бога. Илия видел Его в дуновении тихого ветра.
И сейчас спустя столетия желание двух ревностных праведников исполняется на Фаворе. Они беседуют лицом к Лицу с Творцом своим о Его Искупительном действии.
Но вернемся к апостолам.
От ощущаемого блаженства, кажется, что они теряют возможность рассуждать. Глазами человеческими видимо было невиданное – Свет Троицы исходящий из плоти человеческой. У Святых Отцов созерцание Божественного Света носит имя исихии - молчания. Человек замолкает, когда видит Бога. Это случается и с апостолами. Иоанн молчит, Иаков также, но Петр говорит. Он не может молчать по горячности характера. Но и сказать ничего адекватного происходящему не может. В этом случае Отцы употребляют образ маленькой чаши, в которую вливают тоны воды: она не вместит больше своего объема. Так и Петр, от избытка благодати был не способен словом выразить происходящее.
Преображение происходит на горе Фавор. Гора для верующего – не простой пейзаж. В замысле Божием все творение несёт определённую задачу. Основные моменты спасения человека, так или иначе, связаны с горными вершинами. По завершении потопа ковчег остановился на г. Аратат. Десять Заповедей были даны на Синае. Заповеди Блаженства на возвышенном месте Палестины. Преображение, Распятие и Вознесение были на горних вершинах. Все это призыв к горнему, т.е. небесному. Как пишет апостол: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3, 1-2). и еще: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20).
Такие основные моменты Праздника. Христос на Фавор с учениками пошел молиться (Лк. 9, 28). Надо молиться, чтоб возсиял Свет Присносущный и нам. Чтоб сподобились рая сладкого и созерцаниея Божества. А в раю точно очень хорошо, потому что там живет Бог.
Канд. богосл. Андрей Гавриленко
Троица - 2016
Анастасия Радченко. Духовная лирика
***
В лазури небо все играет
И солнце освещает мир
Вдруг трепетно все замирает
Услышав звуки горних лир.
Цветут сады в лиловом свете
И вестник Божий Херувим
Несет цветы. В святом привете
Склонился старец Серафим.
И птицы трелями играя
Восславлят Божьи чудеса
И ту любовь,что так блестая
С небес нисходит как роса.
И нет ни войн,ни горя, злобы
Лишь кротость , Божья благодать.
Любовь исходит от Утробы,
Что Господа смогла вмещать.
***
Спокоен мир в тиши ночной
И я стою пред образами.
С иконы смотрит Бог Живой
Всемилосердными глазами.
Вот ветер стих. Заснула кошка.
Пустеет город в темноте...
Лишь лунный свет попал в окошко...
В сей час я вспомню о Христе.
И к Вседержителю в молитве
Воздам я кротко голос свой...
Ночь. Тишина. Лампада. Образ.
С иконы смотрит Бог Живой.
Пасхальный утренник 2016
В день святых жен мироносиц детки детской воскресной школы преподнесли чудесный творческий подарок своим мамам, бабушкам и сестричкам. Яркий утренник, окрашенный пасхальной радостью прошел весело и задорно.
Музыкальные номера, стихотворения, песни, изумительно-изящные танцы проносились перед зрителем как цветная мозаика.
Кульминацией праздника стала итальянская народная сказка о сапожнике Джузеппе и его дружной семье.
Православный женский день
Страница 14 из 43
Дорогие братия и сестры. На сайте открыт раздел Беседка, где вы можете задать вопрос настоятелю храма, прот. Андрею.
Рядовые Богослужения
Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение
Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых
Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*
Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*
В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника
*кроме праздничных дней
В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.
В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00