В Раю очень хорошо
Преображение - это праздник тех, кто ждет рая. В Св. Писании награда праведникам выражается словом «блаженство»: «Блажени нищие духом, блажени изгнани правды ради, блажени кроции…». Великий Павел был взят на небо и там ощутил блаженство, которого на земле просто нет: «Не видел глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце». На Фаворе апостолам было очень хорошо – «добро зде быти» созерцая Свет Спасителя и слушая Его беседу с Илией и Моисеем. Это было блаженное состояние. Тут они впервые явно увидели Божество Спасителя, просиявшее из Его тела.
Отсюда - Блаженство там, где Бог. Блаженство там, где диалог между Богом и человеком. И является оно в живом исполнении Его заповедей.
Это мы видим из самого события.
Христос идет на страдание и вольную смерть для спасения людей. Он призывает к Себе на гору давно умершего Моисея и вознесенного на небо Илию.
Умирающий человек непременно хочет видеть самых дорогих себе людей, чтоб оставить свой завет, сказать последнее слово. Господь перед Своей кончиной выбирает Моисея и Илию. Это не случайно. У Бога нет ничего случайного. Эти пророки Ему дороги.
Моисей – друг Божий еще при жизни, он ожидал Спасителя и предсказал Его Пришествие: «Господь воздвигнет вам Пророка, такого как я, Его слушайте» (Втор. 18, 18-19). Моисей – законодатель. Он уже был с Богом на горе и там получил десять заповедей и Закон. Там, на Синае, он не видел Бога. Только слышал гром и видел огненные молнии. Но ничего не видел. Из мрака при ужасающей обстановке звучал голос Бога: «Я – Бог твой да не будет у тебя других Богов…» (Исх. 21). И вот верный законодатель призывается своим Богом на Фавор где уже нет ни грома, ни молнии, ни тьмы… но Свет, которому присуще имя Бог.
Илия – это самая ревностная фигура Ветхого Завета. Ревность – это упорство в достижении святости, знаний, навыков, в восстановлении правды. Через это упорство достигается Царствие Небесное. Подвизайтесь войти в Царство Небесное тесными вратами, - говорит Господь.
Своим Искупительным подвигом Господь не отменяет ни нравственный закон данный через Моисея, ни ревность в его исполнении показанную Илией.
Христос показывает, что еще до Своей смерти Он имеет власть возвращать из преисподней и возносить на небо. Что вернуть в рай праведника может уже. Но ради грешников идет на смерть. Идет показывая, как Он нас грешников любит. Сильно, даже до кровавого пота, мук и смерти.
Обоих пророков объединяло желание видеть Бога очами. Вчера на вечерне были паремии из Исхода и книги Царств. Из них видим, что Моисей и Илия – это два пророка, которым Господь показал Себя в Ветхом Завете символическим образом. Моисей видел «задняя» Бога. Илия видел Его в дуновении тихого ветра.
И сейчас спустя столетия желание двух ревностных праведников исполняется на Фаворе. Они беседуют лицом к Лицу с Творцом своим о Его Искупительном действии.
Но вернемся к апостолам.
От ощущаемого блаженства, кажется, что они теряют возможность рассуждать. Глазами человеческими видимо было невиданное – Свет Троицы исходящий из плоти человеческой. У Святых Отцов созерцание Божественного Света носит имя исихии - молчания. Человек замолкает, когда видит Бога. Это случается и с апостолами. Иоанн молчит, Иаков также, но Петр говорит. Он не может молчать по горячности характера. Но и сказать ничего адекватного происходящему не может. В этом случае Отцы употребляют образ маленькой чаши, в которую вливают тоны воды: она не вместит больше своего объема. Так и Петр, от избытка благодати был не способен словом выразить происходящее.
Преображение происходит на горе Фавор. Гора для верующего – не простой пейзаж. В замысле Божием все творение несёт определённую задачу. Основные моменты спасения человека, так или иначе, связаны с горными вершинами. По завершении потопа ковчег остановился на г. Аратат. Десять Заповедей были даны на Синае. Заповеди Блаженства на возвышенном месте Палестины. Преображение, Распятие и Вознесение были на горних вершинах. Все это призыв к горнему, т.е. небесному. Как пишет апостол: «Ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3, 1-2). и еще: «Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20).
Такие основные моменты Праздника. Христос на Фавор с учениками пошел молиться (Лк. 9, 28). Надо молиться, чтоб возсиял Свет Присносущный и нам. Чтоб сподобились рая сладкого и созерцаниея Божества. А в раю точно очень хорошо, потому что там живет Бог.
Канд. богосл. Андрей Гавриленко
Дорогие братия и сестры. На сайте открыт раздел Беседка, где вы можете задать вопрос настоятелю храма, прот. Андрею.
Рядовые Богослужения
Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение
Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых
Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*
Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*
В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника
*кроме праздничных дней
В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.
В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00