Храм посетили двое
Зал суда…люди…суд идет...
Первый подсудимый превозносится и хвалится перед судом. Второй стоит у входа и еле слышно произносит: «Виноват, но Судья - будь милосерд».
Такую картину притчи «о мытаре и фарисее» дает нам свят. Филарет (Дроздов).
«Вышел мытарь более оправдан в дом свой, чем фарисей. Но разве они были в судилище? Разве над ними производился суд? Они были в храме. Они молились. Отсюда открывается вид на церковь и на молитву. Слово Христово показывает, что церковь, будучи домом молитвы, в тоже время есть и судилище Божие. Ты молишься: а невидимый Судия внемлет не только словам твоим, но и мыслям и чувствованиям сердечным, и производит над тобою праведный суд».
Фарисей — человек не без подвигов и не без добрых дел. Постится, отдает десятую часть дохода. Во многом лучше нас.
Однако, он делает это, чтоб «иметь право» у Бога быть услышанным. Хвала Богу для него - способ выразить довольство собой: «Я не такой как другие». Это наслаждение самим собою пагубно для души: она не будет жаждать Бога и благодать Его не придёт.
Фарисей пришел не благодарить, а похвалиться пред Богом. Фарисей пришел не благодарить, а судить. Судит же только Бог. Нам выносить приговор запрещено. Может случиться, что низкий человек через час возвысится, как Закхей и Христос о нем скажет, «спасение ему, так как и он сын Авраама».
Вообще глумиться над пороками ближних – страшная вещь. Ставя ни во что повеление «не судите, да не судимы будете» (Мф.7, 1) мы:
- • нарушаем заповедь любви к ближним;
- • оскорбляем Бога их милующего, и этим удаляем от себя благодать;
- • оскверняем наш ум нечистыми представлениями, из-за чего сами можем вскоре впасть в тот же грех – ведь дело от мысли;
- • подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых;
Осуждающий ближнего, похищает право Бога и на самом деле, он есть антихрист: «Судящий ближняго похищает сан Христов и есть антихрист Ему» (еп. Леонтий Неапольский). Свят. Димитрий Ростовский заметил, что эта притча относится к тем, которые самонадеянны, мнят себя праведниками, других же осуждают, унижают, поносят и считают их грешниками. «Осуждающий ближнего — это пес лающий. Собака лает на всех прохожих, как на добрых, так и на злых. Кусает не только раздражающего и обидящего, но и того, кто никакого зла не сделал ему».
Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о гордыне, как главном источнике грехов, и о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели.
Мытарь – смиренный грешник.
Что значит мытарево стояние вдали? — Страх Божий пред святынею Божиею, чувствование своего недостоинства.
Он бьет себя в грудь.
Чтo это значит? — Сокрушение сердца о грехах и покаяние. И как тут не вспомнить Псалмопевца: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19).
Молитву мытаря 1000 дней и ночей на камне твердил прп. Серафим Саровский. Это молитва настоящего покаяния и открыл нам ее – Иисус Христос. Вначале проповеди Спасителя ученики просили у Него: «Научи нас молиться», - и Он дал молитву «Отче наш». В конце проповеди Господь открывает нам молитву покаяния: «БОЖЕ! МИЛОСТИВ БУДИ МНЕ ГРЕШНОМУ».
Игум. Никон Воробьев автор книги «Нам оставлено покаяние» часто замечал: «Покаяние не может быть без молитвы. Притча о мытаре и фарисее (Лк. 18:10—14) показывает нам, с каким устроением души должны мы молиться Господу, чтобы Он принял нашу молитву и наше покаяние.
Что можно и нужно сделать, чтобы все греховное прошлое было стерто? Молиться и каяться, ибо Господь уничтожает грехи в душе, искренне кающейся. Нет мне оправдания, нет у меня дел, на которые я мог бы опираться, да я и не хочу на них опираться, но лишь умоляю Твою благость, Господи, будь милостив мне грешному».
Были в храме. Это прекрасно. Храм – это дом Божий. Однако смотри за собой человек: многие из нас выйдут оправданными в своих грехах, или наоборот, еще очень многое прибавят к тому, что было до прихода в церковь.
Ткань подлинной жизни состоит прежде всего в общении с Богом, в которое входит человек через молитву. Молитва должна содержать покаяние. Не надо думать, что нам не в чем каяться. Это лицемерная фарисейская закваска (Лк. 12:1).Ступая путем мытаря, путем Христова смирения, приготовимся очищать «храм телесный».
Митр. Антоний Сурожский прихожанами своего собора в эту неделю давал задание: спросить у своей души:
- не являемся ли мы такими же, как фарисей безлюбовными, бессердечными, мертвыми душой?
- как мы смотрим на ближнего? В храме, вне храма, в жизни, в семье, на работе, на улице, в газете, везде… Как смотрим: на единичного ближнего и коллективного ближнего?
- как мы о них судим, не имея опоры даже в истинной, хотя и мертвой, праведности фарисея?
Расспросим себя и при этом помним: милосердие Божие – чудо, которое не покупается, а дается в дар.
Дорогие братия и сестры. На сайте открыт раздел Беседка, где вы можете задать вопрос настоятелю храма, прот. Андрею.
Рядовые Богослужения
Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение
Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых
Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*
Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*
В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника
*кроме праздничных дней
В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.
В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00