Душеполезные поучения

Чтобы оставить сообщение войдите или зарегистрируйтесь
Алексей

Алексей
2 сообщения
Оффлайн
Откуда: n.a.
24.07.2012 20:25

Несколько вопросов

Спаси Господи!
1. Вначале Господь Иисус Христос назвал своих учеников братьями и сестрами, потом говорил о "друзьях" и "друг" предал, но в последний вечер назвал "дети" и уверовавшим дал право "чадами Божиими называться". И Авраам был назван другом и Иуда. Есть ли соотношение и связь этих понятий для нашего времени, общества? В чём различие? И если "брат" не вразумился и церковью - отступить ли? и если "язычник" или атеист - то как быть? Само понятие дружбы: возможна ли, и если с атеистом? Принять Слово "как дети" - как это?
2. "Не заблуждайтесь...пияницы...Царства небесного не наследуют..". Как же объяснить и дать надежду?
3. Царство Небесное усилием восхищается.
С усилием становиться на молитву, идти в Храм... - не лицемерство ли? Как узнать? Как избежать лицемерства и не прельститься?
4. "С крещёной женой и не крещёный муж освящается...иначе все дети были бы не чисты..". Если муж иноверец и по стране проживания, дети вряд-ли станут христианами - можно ли ещё надеяться на "освящение"?
5. Как не видеть "грехов брата"? Что значит "покрыть грех брата" - ему сказать и скрыть от других?

Простите: наверное вопросы не очень корректны.
 
прот. Андрей

прот. Андрей
84 сообщения
Оффлайн
Откуда: Одесса
Украина
02.08.2012 00:35

Re: Несколько вопросов

Алексей, благодарю Вас за вопросы и прошу извинить за задержку с ответами по техническим причинам.
I. Вы спрашиваете о различии слов Спасителя о "друге", "брате" и "сыне". Семантика этих слов такова: друг - это близкий по духу; брат - тот, кто имеет физическое или духовное родство; сын или чадо - это единство онтологическое, максимально близкое.
В нравственном богословии ( особенно у преп.Аввы Дорофея) обозначены градации наших отношений с Богом. Рабами называют тех, кто работает из-за страха перед наказанием; наёмниками- тех, кто работает за плату; сынами - тех, кто служит по любви. Господь говорит: "Раб не пребывает в доме вечно, сын пребывает вечно" (Ин.8:35).
Иерархия духовных отношений с Богом должна заканчиваться жертвенной сыновней любовью. Сын или чадо - это тот, кто живет ради любви и видит в этом смысл своей жизни.
* Далее, Вы спрашиваете в чем заключается различие между Авраамом и Иудой, каждого из которых Господь назвал другом.
Различие состоит в том, что Авраам оправдал это название, а Иуда - нет. Помните как в "Песне о друге" В.С.Высоцкого?
Время и общество имеет только опосредованное значение для человека. Если Иуда оказался среди апостолов и предал, то его жизненный маятник потянулся в обратную сторону с огромной силой. В то же время Авраам жил в развращенном обществе и сохранил благочестие, потому и стал великим праведником - патриархом всех верующих.
"Кому много дается, с того много и спроситься" (народная мудрость).
* Можно ли назвать братом неверующего человека?
Каждый частный случай надо рассматривать отдельно, в конкретной ситуации. Бывает, что человек не знает Православия или не понимает его. Однако случается и так, что он активно хулит Церковь и вносит раздор, являясь соблазном для окружающих. В любом случае, всегда нужно иметь терпение к человеку, "не рубить с плеча" и помнить, что и ты поражен грехом гордости, и по неимению любви не можешь ни вразумить ближнего, ни показать ему достойного примера для подражания.
Таким образом, во всем необходима любовь: и в отстаивании своей веры, и в отношениях с окружающими, с которыми мы призваны жить вместе, "Ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего" (1Кор.5:10).
В истории христианской церкви существовала ересь Доната и Монтана, осужденная Церковью. Последователи данного учения хотели освободить свои общины от "запачканных" страхом мучений. "Мы не такие как они", - заявляли еретики. Эту духовную "мизофобию" Церковь и осудила как ересь.
Необходимо всегда снисходить к немощи человеческой, покрывать ее любовью, проявлять икономию."Ибо суд без милости не оказавшему милости" (Иак.2:13).
Господь приводит нам в пример притчу о садовнике, который решил оставить бесплодную смоковницу еще на год, дабы она имела возможность принести плоды.
Бог хочет каждого спасти и привести в разумение Истины. Посему не надо узурпировать до Страшного Суда власть Божию, промышляющую о спасении каждого человека.
* Принять Слово "как дети" - это значит довериться Богу до конца и во всем, как ребенок во всем доверяет своему отцу. Отец для своего чада является непререкаемым авторитетом. Детская вера - это не наивная простота, а прежде всего искренность и непосредственность в восприятии Евангелия. Она не зависит от степени учености человека. Это внутреннее состояние души.
____________________________________________________________
II. Вопрос "Как дать надежду пьянице?" не совсем понятен.
Вы спросите у пьяницы, надо ли ему Царство Небесное? В житии святого праведного Иоанна (Сергиева) есть следующий случай.
Как-то раз Кронштадтский Пастырь, проходя по набережной, увидел пьяненького матроса, игравшего на балалайке. Отец Иоанн подошел к нему и спросил:
- Хочешь ли ты в Царство Небесное?
На что матрос ответил:
- А там есть водка и балалайка?
- Нету.
- А тогда зачем мне оно?
Апостол Петр говорит: "Кто кем побежден, тот тому и раб" (2П.2:19). Пьяница служит своей страсти и потому уже не может служить Богу.
____________________________________________________________
III. Третий вопрос продолжает тему второго.
Необходимо понять, что человек находится в состоянии грехопадения. То есть для него грех приятен, вожделенен и только совесть и Евангелие свидетельствуют ему об обратном. Любовь к Евангелию требует освобождения от власти греха. Поэтому, если человек не будет понуждать себя к такому освобождению, он никогда не узнает ни духовной жизни, ни радости любви Божией. Церковь в этом отношении является для нас училищем благочестия. А превозноситься или прельщаться своим хождением в Храм - это еще один грех, под названием гордость.
Жить с Богом - это не подвиг, а нормальное, естественное состояние человека . Вся беда в том, что мы находимся в состоянии неестественном. Подниматься в гору сложнее, чем катиться вниз.
____________________________________________________________
IV. Желательно, чтобы муж не был иноверцем. Однако, если так случилось, то жена, которая ведет истинно христанский образ жизни, может изменить и окружающих ее людей. «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи» (Преп.Серафим Саровский).
____________________________________________________________
V. "Ненавидь грех и люби грешника". Советую Вам внимательно посмотреть на икону великомученика Георгия Победоносца "Чудо о змии", где святой поражает огнедышащего дракона благословением Божиим с кротким ликом.
Апостол Павел в послании к Галатам пишет, чтобы мы обличали брата с кротостью (Гал.6:1), т.е. с любовью, дабы помочь ему исправиться, помня о том, что и мы великие грешники. А не замечать грех брата - это больше похоже на малодушие или безразличие, чем на смирение.
 
Алексей

Алексей
2 сообщения
Оффлайн
Откуда: n.a.
14.08.2012 19:43

Re: Несколько вопросов

Доброго дня!
Признателен за ответы! Но всё-же не совсем разобрался.
I. Должен признать не смог себя отнести ни к рабу, ни к наёмнику (что говорить о сыне?).
"Различие состоит в том, что Авраам оправдал это название, а Иуда - нет." - оправдать звание "друга" - это значит любить Бога? В смысле, если "раб" или "наёмник", то хоть в этом оправдать звание и показать способность или хоть попытку любви?
"Кому много дается, с того много и спроситься" - если не понимаю, что дано = Может слеп? равнодушен? эгоист? Или не понимаю, потому что уже нет?
Про смоковницу: смоковницу обложили навозом до следующего года - это типа наказанием? или жизнь как построже? чтобы понял?
II. Тут лежал под балконом уже не сильно пьяный, когда спросил чего пил, говорит - водку, жена померла. Говорит артист (бывший, в академическом театре). Что-ж сказать? Говорит, приду домой - сын побьёт - правда вроде не побил, но не уверен. Вот что говорить тут не знаю.
III. Почти понятно. Только как увидеть в себе - в смысле "понуждаю" или типа "превозношусь"
IV-V. Понятно.
Кротость при "обличении" не получается м "стяжать дух мирен" тоже.

Вроде как поговорили, хотя и далёк от Вас.
Спасибо за ответы и участие.
 
прот. Андрей

прот. Андрей
84 сообщения
Оффлайн
Откуда: Одесса
Украина
17.08.2012 21:28

Re: Несколько вопросов

Алексей,благодарю Вас за вопросы. Я постараюсь ответить Вам по существу, не вдаваясь в подробности.
I.По поводу того, к какой нравственной категории себя относить?
Любая дифференциация очень приблизительна и является только удобной формой для богословского нравственного анализа. (Вообще, лучше себя не оценивать, потому что мы не можем объективно судить о себе,т.к. являемся одновременно и предметом оценки и оценщиком, и, как правило, оценка бывает неверной, либо завышенной, либо заниженной, что плохо в обоих случаях. Из-за этого можно впасть либо в уныние, либо в самомнение.
Преподобный Силуан Афонский говорил:"Держи ум свой во аде и не отчаивайся").
Нужно помнить, что рассудочные алгоритмы хороши для математики.С Богом мы строим свои отношения как личность с личностью, по принципу кающегося грешника, желающего исправления своей жизни, и Всемилостивого Творца, которого мы называем Спасителем. Только Господь знает в каком звании мы находимся. Сам же Он обещал "восполнить всякую нужду" (Флп.4:19)своей бесценной Кровью, которую Он пролил за каждого, кто хочет спасти свою душу. Так Господь восполнил разбойнику распятому справа от Него.
II. Скорее всего, этого артиста я знаю, и с ним много и долго беседовал, однако, как видите, результат "0".
III. Когда я себя "понуждаю", то делаю то, чего не хочу, хотя знаю, что это для меня полезно. Здесь проявляется мое маловерие и моя леность. "Превозношусь" - это когда считаю, что я сделал что-то особенное и теперь "я не таков как прочие люди" (Лк.18:11).
В последнем случае надо помнить, что посещать храм - это наша обязанность и в этом нет места для превозношения. Это устав для всех. Чем гордиться? Тем что я болен и иду в "больницу" принять "лечение"?
По поводу того, что не получается с кротостью и мирным духом, то преподобный Серафим Саровский говорил, что благочестие - это не груша и ее сразу не съесть.
Чтобы человеку измениться, нужно очень длительное время. Это в мирской жизни можно прийти с работы, снять телогрейку, надеть вечерний костюм и ты уже другой. Но жизни духовной необходимо пройти нелегкий искус с самим собой. На этом пути нам поможет учение Церкви о спасении души.
 
Сергей

Сергей
7 сообщения
Оффлайн
Откуда: n.a.
19.08.2012 11:45

Re: Несколько вопросов

А как быть с с понятием "Раб божий". Может это принадлежность так сказать к "хозяину", как в знаменитом фильме "ты чей раб будешь". Получается если ты раб Божий, то ты тем самым показываешь, что принадлежишь Богу и его воле.... Но не в смысле рабского бессмысленного повиновения как это у рабов.

А на счет Иуды тоже ситуация интересная. Апостолы Перт и Иуда оба его предали. Но Перт покаялся и получил прощение, а Иуда отверг Бога не надеясь на Его милость и прощение.
Я так понимаю.
 
прот. Андрей

прот. Андрей
84 сообщения
Оффлайн
Откуда: Одесса
Украина
20.08.2012 19:33

Re: Несколько вопросов

Здравствуйте, Сергей!
Если Вы внимательно читали Апостольские послания, то смогли заметить, что они начинаются словами, которые определяют автора, как раба Иисуса Христа. Это означает, что Апостол передает своим посланием волю своего Господина. Христианин всегда ставит авторитет Бога выше своего собственного.
Вообще, каждый человек в этом мире является рабом: либо миру страстей, либо Богу. Раб Божий свободен от мира, раб мира свободен от Бога. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Неужели Вы не знаете, что кому Вы отдаёте себя в рабы для послушания, того Вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушание к праведности» (Рим. 6;16).
 

Вход

Дорогие братия и сестры! Регистрация на сайте - вынужденная мера, защита от спам-ботов.

Рядовые Богослужения

Суббота
15:15 - Панихида по воинам за Веру и Отечество жизнь свою положивших и о всех усопших православных христианах*
16:00 - Всенощное бдение

Воскресенье
8:00 - Молитвенное пение с чтением Акафиста св. вмч. Георгию Победоносцу
9:00 - Божественная Литургия
11:00 - Воскресная школа для детей
12:00 - Воскресная школа для взрослых

Каждую среду
16:00 - молебное пение с Акафистом св. страстотерпцу Царю-мученику Николаю*

Каждую пятницу
12:00 - водосвятный молебен с Акафистом Пресвятой Богородице перед Ее образом "Воспитание"*

В праздничные дни
16:00 - Вечернее Богослужение накануне Праздника
9:00 - Божественная Литургия в самый день Праздника

*кроме праздничных дней

В нашем храме совершаются: Крещения, Венчания, молебны ...
Для неимущих требы совершаются бесплатно.

В будние дни храм открыт
с 09:00 до 17:00